В экспозиции Самарского областного художественного музея представлена яркая фарфоровая статуэтка японки, выполненная в мастерских Кутани. Девушка запечатлена в легком развороте со слегка опущенной в знак уважения головой. Она облачена в богато украшенное цветочными узорами традиционное кимоно, подпоясанное специальным поясом — оби. Скульптура японки олицетворяет скромность и изящность.
Гончарное ремесло на островах Японского архипелага зародилось еще во времена неолита: древнейшие изделия датируются десятым тысячелетием до нашей эры.
В первой половине XVII века Ост-Индские компании активно экспортировали изделия китайских мастеров. Однако из-за экономического упадка в конце правления династии Мин работа компании в китайском направлении была полностью прекращена. Тогда предприимчивые голландцы основали в Нагасаки торговое представительство и заменили китайский фарфор японским.
Японские гончары преуспели в своих стараниях: и в Европе, и в Америке прочно укоренилось мнение, что японскому фарфору не было равных по техническому и художественному исполнению.
Одними из крупнейших керамических мастерских Японии были мастерские Кутани. Собирательное название «фарфор Кутани» появилось в конце XIX века, через 300 лет после того, как в 1655 году на золотых рудниках Кутани (дословно «Девять Долин», в настоящее время это город Кага, префектура Исикава, остров Хонсю) был найден фарфоровый камень.
Основателем первого гончарного центра Кутани был Гото Сайдзиро, приближенный главы клана Маэда. Он обучался мастерству изготовления фарфора в местечке Арита. В работе над дизайном изделий принимал участие и Морикагэ Кусуми, официальный живописец клана Маэда, знаменитый художник школы Кано. Сегодня искусствоведы называют такие предметы Ко-Кутани (старый Кутани). Ко-Кутани в свою очередь подразделяются на Аотэ, покрытые яркими эмалями темно-синих, насыщенных зеленых, фиолетовых и желтых оттенков, и Ироэ, сочетающие красные, фиолетовые, зеленые, темно-синие и желтые цвета. В орнаменте таких изделий преобладали изображения растений, птиц, а пейзажи дополняли абстрактными узорами. Чтобы защитить предметы от износа, поверх эмали их покрывали прозрачными глазурями.
К 1730 году выпуск фарфора Кутани прекратился и возобновился лишь через 80 лет. Новое время внесло свои коррективы и в технологию, и в дизайн изделий, которые сегодня принято называть Сайко-Кутани (буквально — «возрожденный Кутани»).
Гончарное ремесло на островах Японского архипелага зародилось еще во времена неолита: древнейшие изделия датируются десятым тысячелетием до нашей эры.
В первой половине XVII века Ост-Индские компании активно экспортировали изделия китайских мастеров. Однако из-за экономического упадка в конце правления династии Мин работа компании в китайском направлении была полностью прекращена. Тогда предприимчивые голландцы основали в Нагасаки торговое представительство и заменили китайский фарфор японским.
Японские гончары преуспели в своих стараниях: и в Европе, и в Америке прочно укоренилось мнение, что японскому фарфору не было равных по техническому и художественному исполнению.
Одними из крупнейших керамических мастерских Японии были мастерские Кутани. Собирательное название «фарфор Кутани» появилось в конце XIX века, через 300 лет после того, как в 1655 году на золотых рудниках Кутани (дословно «Девять Долин», в настоящее время это город Кага, префектура Исикава, остров Хонсю) был найден фарфоровый камень.
Основателем первого гончарного центра Кутани был Гото Сайдзиро, приближенный главы клана Маэда. Он обучался мастерству изготовления фарфора в местечке Арита. В работе над дизайном изделий принимал участие и Морикагэ Кусуми, официальный живописец клана Маэда, знаменитый художник школы Кано. Сегодня искусствоведы называют такие предметы Ко-Кутани (старый Кутани). Ко-Кутани в свою очередь подразделяются на Аотэ, покрытые яркими эмалями темно-синих, насыщенных зеленых, фиолетовых и желтых оттенков, и Ироэ, сочетающие красные, фиолетовые, зеленые, темно-синие и желтые цвета. В орнаменте таких изделий преобладали изображения растений, птиц, а пейзажи дополняли абстрактными узорами. Чтобы защитить предметы от износа, поверх эмали их покрывали прозрачными глазурями.
К 1730 году выпуск фарфора Кутани прекратился и возобновился лишь через 80 лет. Новое время внесло свои коррективы и в технологию, и в дизайн изделий, которые сегодня принято называть Сайко-Кутани (буквально — «возрожденный Кутани»).