Вазочка «Золотой бамбук» поступила в собрание Самарского областного художественного музея из коллекции предпринимателя и основателя пивоваренного завода в Самаре Альфреда фон Вакано. Этот экспонат — прекрасный пример знаменитой лаковой техники «уруси». Золотые листья бамбука ярко выделяются на темном фоне, при этом напыление золотым порошком делает переходы плавными, а общее изображение — более глубоким и объемным.
Уруси — название как традиционного японского лакового искусства, так и самого лака, используемого для изготовления изделий. Технология производства лака была привезена в Японию еще в VI–VII веках до н. э. из Китая через Корею. Художественные лаки стали самым значительным видом декоративно-прикладного искусства Японии. В лаковых росписях отразились эстетические представления японского народа, его созерцательно-поэтическое мироощущение. Произведения этого глубоко национального вида искусства всегда высоко ценились, так как требовали огромных трудозатрат, значительных технических знаний и, прежде всего, высокой художественной культуры. Техника художественных лаков — это порой более 100 длительных процессов. В странах Дальнего Востока лак добывают, надрезая ствол или ветви лакового дерева. Лак-сырец тщательно фильтруют и добавляют в него различные масла и вещества, чтобы получить лаки разного цвета и фактуры.
Наиболее частая основа лаковых изделий — хвойное дерево хиноки, которое не дает трещин при перемене температуры и превосходно полируется. После тщательного выравнивания дерево обклеивают тонкой тканью и бумагой, потом снова обрабатывают, сглаживая неровности. Каждый слой лака должен сохнуть на влажном воздухе не менее 12 часов, а в отдельных случаях и несколько дней. Заключительный этап — шлифовка угольной пылью. Таким образом, только для получения лаковой поверхности производят до 60 операций. Затем ее украшают. Наиболее распространен черный лак, получающийся от примеси к прозрачному лаку солей железа.
Неповторимой красотой славятся изделия, покрытые гладким или рельефным золотым лаком. Изделия в стиле маки-э украшаются при помощи нанесения золотого или серебряного порошка на незасохший лак. Для этого используется бамбуковая трубка макизуцу или кисть.
Уруси — название как традиционного японского лакового искусства, так и самого лака, используемого для изготовления изделий. Технология производства лака была привезена в Японию еще в VI–VII веках до н. э. из Китая через Корею. Художественные лаки стали самым значительным видом декоративно-прикладного искусства Японии. В лаковых росписях отразились эстетические представления японского народа, его созерцательно-поэтическое мироощущение. Произведения этого глубоко национального вида искусства всегда высоко ценились, так как требовали огромных трудозатрат, значительных технических знаний и, прежде всего, высокой художественной культуры. Техника художественных лаков — это порой более 100 длительных процессов. В странах Дальнего Востока лак добывают, надрезая ствол или ветви лакового дерева. Лак-сырец тщательно фильтруют и добавляют в него различные масла и вещества, чтобы получить лаки разного цвета и фактуры.
Наиболее частая основа лаковых изделий — хвойное дерево хиноки, которое не дает трещин при перемене температуры и превосходно полируется. После тщательного выравнивания дерево обклеивают тонкой тканью и бумагой, потом снова обрабатывают, сглаживая неровности. Каждый слой лака должен сохнуть на влажном воздухе не менее 12 часов, а в отдельных случаях и несколько дней. Заключительный этап — шлифовка угольной пылью. Таким образом, только для получения лаковой поверхности производят до 60 операций. Затем ее украшают. Наиболее распространен черный лак, получающийся от примеси к прозрачному лаку солей железа.
Неповторимой красотой славятся изделия, покрытые гладким или рельефным золотым лаком. Изделия в стиле маки-э украшаются при помощи нанесения золотого или серебряного порошка на незасохший лак. Для этого используется бамбуковая трубка макизуцу или кисть.