Битву при Аустерлице 20 ноября (2 декабря) 1805 года называют битвой трех императоров: Александра I (Россия) и Франца II (Австрия) с одной стороны и Наполеона I Бонапарта с другой. Это служит указанием не только на противостоявшие стороны, но и на то, что командующий русской армией, генерал от инфантерии Михаил Илларионович Кутузов, оказался фактически отстранен императором от командования.
В результате неграмотного руководства наступление русско-австрийских войск на правый фланг французов провалилось, центр и левый фланг союзников был расколот и разбит, правый фланг перешел в отступление. Сражение под Аустерлицем закончилось поражением для России и лично для императора Александра I.
Однако в бою русские войска доказали свое мужество. Особенно отличился лейб-гвардии Конный полк, которым командовал генерал-майор Иван Фёдорович Янкович-де-Мириево. Лейб-гвардейцам выпало прикрывать отход Семёновского и Преображенского полков; выполняя задачу, они врезались в каре 4-го линейного полка французского майора Огюста Бигаррэ с палашами наголо. Под ударами палашей упал и французский орлоносец, старший сержант Гувион Сен-Сир. Неприятельское знамя подхватил рядовой Гаврилов из 2-го эскадрона поручика Хмелёва, сам был заколот французскими штыками, но успел передать орла другому рядовому — Омельченко. Тому на помощь подоспели рядовые Ушаков и Лазунов, и трофей остался в руках русских. Это был единственный трофей Аустерлицкого сражения. Его доставили командующему Великому князю Константину Павловичу.
За свой подвиг трое конногвардейцев получили унтер-офицерские погоны, а в 1807 году — новоучрежденные Знаки отличия Военного Ордена. 28 сентября 1807 года лейб-гвардии Конному полку было пожаловано за этот подвиг пять Георгиевских штандартов с высочайшим рескриптом.
Проигранное, но яркое сражение вызывало интерес многих художников-баталистов. Русский живописец Адольф Иосифович Боде-Шарлемань (1826–1901) изобразил ключевой момент взятия французского знамени: орлоносец Сен-Сир лежит на земле, рядовой Гаврилов, которого уже касаются штыки, протягивает знамя товарищу. Тот принимает трофей, одновременно отбивая атаку противника.
В результате неграмотного руководства наступление русско-австрийских войск на правый фланг французов провалилось, центр и левый фланг союзников был расколот и разбит, правый фланг перешел в отступление. Сражение под Аустерлицем закончилось поражением для России и лично для императора Александра I.
Однако в бою русские войска доказали свое мужество. Особенно отличился лейб-гвардии Конный полк, которым командовал генерал-майор Иван Фёдорович Янкович-де-Мириево. Лейб-гвардейцам выпало прикрывать отход Семёновского и Преображенского полков; выполняя задачу, они врезались в каре 4-го линейного полка французского майора Огюста Бигаррэ с палашами наголо. Под ударами палашей упал и французский орлоносец, старший сержант Гувион Сен-Сир. Неприятельское знамя подхватил рядовой Гаврилов из 2-го эскадрона поручика Хмелёва, сам был заколот французскими штыками, но успел передать орла другому рядовому — Омельченко. Тому на помощь подоспели рядовые Ушаков и Лазунов, и трофей остался в руках русских. Это был единственный трофей Аустерлицкого сражения. Его доставили командующему Великому князю Константину Павловичу.
За свой подвиг трое конногвардейцев получили унтер-офицерские погоны, а в 1807 году — новоучрежденные Знаки отличия Военного Ордена. 28 сентября 1807 года лейб-гвардии Конному полку было пожаловано за этот подвиг пять Георгиевских штандартов с высочайшим рескриптом.
Проигранное, но яркое сражение вызывало интерес многих художников-баталистов. Русский живописец Адольф Иосифович Боде-Шарлемань (1826–1901) изобразил ключевой момент взятия французского знамени: орлоносец Сен-Сир лежит на земле, рядовой Гаврилов, которого уже касаются штыки, протягивает знамя товарищу. Тот принимает трофей, одновременно отбивая атаку противника.