Филимоновский народный промысел зародился на Тульской земле в Одоевском районе, в деревне Филимоново. Специалисты затрудняются назвать точное время его возникновения, но некоторые исторические источники указывают на XVI век. По легенде, деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона — беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза (то есть иконописца) и игрушечника.
К середине XIX века филимоновские изделия уже были хорошо известны за пределами Одоевского уезда. По традиции, посуду делали гончары-мужчины, а игрушками-свистульками занимались женщины. Окрестные жители звали их «свистуличницами». Мастерицы из поколения в поколение передавали секреты своего искусства, не прерывая эту линию даже в самые трудные времена. В сложные годы голода или сражений игрушек становилось меньше, но окончательно они никогда не исчезали.
Лепили изделия, как правило, с поздней осени. Сушили на русской печи или на лежанках. В феврале–марте старались обжечь, а во время Великого поста спешили расписать к Пасхе для продажи на ярмарках. В разных семьях были свои секреты лепки и раскраски, но основной стиль оставался схожим и сохранялся веками.
Филимоновскую игрушку формировали из местной глины — «синики». Пластичная и жирная, при просушке она легко деформировалась: в глине возникали мелкие трещинки, которые мастерицы заглаживали влажной рукой. При этом формы фигурки вытягивались, приобретая изящные изогнутые линии.
После обжига «синика» приобретала ровный белый цвет, поэтому игрушки даже не нужно было грунтовать. Окрашивали их обычно в три цвета: желтый, фуксиновый и зеленый. Иногда применяли голубой и фиолетовый оттенки. Краски часто были полупрозрачные, и при наложении одной на другую образовывали еще два-три цвета. Так фигурки получали радужные расцветки.
Современные филимоновские мастера лепят игрушку из той же глины, что и старые гончары. Они обжигают ее в муфельных печах и расписывают яркими акриловыми красками. Какую бы сложную форму ни задумал художник, традиционную игрушку всегда делают свистулькой.
К середине XIX века филимоновские изделия уже были хорошо известны за пределами Одоевского уезда. По традиции, посуду делали гончары-мужчины, а игрушками-свистульками занимались женщины. Окрестные жители звали их «свистуличницами». Мастерицы из поколения в поколение передавали секреты своего искусства, не прерывая эту линию даже в самые трудные времена. В сложные годы голода или сражений игрушек становилось меньше, но окончательно они никогда не исчезали.
Лепили изделия, как правило, с поздней осени. Сушили на русской печи или на лежанках. В феврале–марте старались обжечь, а во время Великого поста спешили расписать к Пасхе для продажи на ярмарках. В разных семьях были свои секреты лепки и раскраски, но основной стиль оставался схожим и сохранялся веками.
Филимоновскую игрушку формировали из местной глины — «синики». Пластичная и жирная, при просушке она легко деформировалась: в глине возникали мелкие трещинки, которые мастерицы заглаживали влажной рукой. При этом формы фигурки вытягивались, приобретая изящные изогнутые линии.
После обжига «синика» приобретала ровный белый цвет, поэтому игрушки даже не нужно было грунтовать. Окрашивали их обычно в три цвета: желтый, фуксиновый и зеленый. Иногда применяли голубой и фиолетовый оттенки. Краски часто были полупрозрачные, и при наложении одной на другую образовывали еще два-три цвета. Так фигурки получали радужные расцветки.
Современные филимоновские мастера лепят игрушку из той же глины, что и старые гончары. Они обжигают ее в муфельных печах и расписывают яркими акриловыми красками. Какую бы сложную форму ни задумал художник, традиционную игрушку всегда делают свистулькой.