Исторический живописец Иван Лучанинов родился в 1781 году в Псковской губернии в семье купца. В начале XIX века он приступил к занятиям в петербургской Академии художеств в статусе вольноприходящего ученика, а в 1809 году за большие успехи в учебе его перевели на казенное, государственное обеспечение. После окончания Академии он работал в Эрмитаже и даже выполнил несколько картин для вдовствующей императрицы Марии Федоровны — супруги убитого к тому времени Павла I.
Жанровой картиной «Благословение на ополчение 1812 года» молодой Лучанинов откликнулся на драматические события Отечественной войны. Уже заканчивая Академию в том же 1812-м, он получил большую золотую медаль за картину «Рекрут, прощающийся со своим семейством». А за это полотно, также выполненное в 1812 году, ему присудили не только медаль, но и высокое звание академика исторической живописи.
Картина «Благословение на ополчение 1812 года» сразу же завоевала необычайную популярность, причем не только в академических кругах. На императорской мануфактуре с нее выполнили гобелен, ее постоянно воспроизводили в гравировках и даже народных лубках. Сам Лучанинов тоже неоднократно повторял свою работу — одна из копий и содержится в Рыбинском музее.
Здесь изображена сцена семейного прощания с молодым человеком, отправляющимся на войну. Он склонился перед отцом, который благословляет его иконой. Правее главы семейства стоит мать, она скорбно смотрит на сына. Опечалена и его жена: она стоит, опустив глаза и подперев щеку правой рукой. За ними спокойно и несколько безучастно наблюдает солдат с ружьем.
Русские крестьяне изображены здесь с этнографической достоверностью в деталях одежды, но вместе с тем Лучанинов придал им черты античных героев — их могучие торсы напоминают греко-римских героев. Ясные линии, продуманная композиция, плавные величественные движения героев придают бытовой сцене характер важного, торжественного события.
Впоследствии Лучанинов несколько раз возвращался к теме Отечественной войны. Например, его картина 1815 года «Возвращение ратника в свое семейство» является своего рода счастливым финалом «Благословения». Это полотно также создано с высоким художественным профессионализмом и наполнено любовью к родине.
Жанровой картиной «Благословение на ополчение 1812 года» молодой Лучанинов откликнулся на драматические события Отечественной войны. Уже заканчивая Академию в том же 1812-м, он получил большую золотую медаль за картину «Рекрут, прощающийся со своим семейством». А за это полотно, также выполненное в 1812 году, ему присудили не только медаль, но и высокое звание академика исторической живописи.
Картина «Благословение на ополчение 1812 года» сразу же завоевала необычайную популярность, причем не только в академических кругах. На императорской мануфактуре с нее выполнили гобелен, ее постоянно воспроизводили в гравировках и даже народных лубках. Сам Лучанинов тоже неоднократно повторял свою работу — одна из копий и содержится в Рыбинском музее.
Здесь изображена сцена семейного прощания с молодым человеком, отправляющимся на войну. Он склонился перед отцом, который благословляет его иконой. Правее главы семейства стоит мать, она скорбно смотрит на сына. Опечалена и его жена: она стоит, опустив глаза и подперев щеку правой рукой. За ними спокойно и несколько безучастно наблюдает солдат с ружьем.
Русские крестьяне изображены здесь с этнографической достоверностью в деталях одежды, но вместе с тем Лучанинов придал им черты античных героев — их могучие торсы напоминают греко-римских героев. Ясные линии, продуманная композиция, плавные величественные движения героев придают бытовой сцене характер важного, торжественного события.
Впоследствии Лучанинов несколько раз возвращался к теме Отечественной войны. Например, его картина 1815 года «Возвращение ратника в свое семейство» является своего рода счастливым финалом «Благословения». Это полотно также создано с высоким художественным профессионализмом и наполнено любовью к родине.