Вознесение Христово
Время создания
Вторая половина XIX века
Размер
106,5x62,2 см
106,5х62,2х2,6 см
106,5х62,2х2,6 см
Техника
Дерево, масло
0
Открыть в приложении#13
Автор неизвестен
Вознесение Христово
#3
#2
Сцена Вознесения Иисуса Христа на небо описана в Новом Завете в книге «Деяния Святых Апостолов». События в ней хронологически следуют за евангельскими — теми, что происходили с момента рождения Христа и до его смерти и воскрешения. Считается, что автор «Деяний» — апостол Лука.
#4
Дверь из базилики Санта-Сабина в Риме. Источник: commons.wikimedia.org
Он описывает, как Иисус воскрес и 40 дней находился на земле, а после на глазах своих учеников вознёсся на небо на облаке.
#9
Иконография
#10
На иконах с Вознесением в центре писали Богоматерь в окружении ангелов и апостолов, а в верхней части — Христа на облаке в золотистых лучах, которые в иконописи называли «славой». По обе стороны от Иисуса рисовали ангелов.
Икону «Вознесение Христово» из коллекции Государственного художественного музея Ханты-Мансийска написали в Ярославле во второй половине XIX века. В это время русская иконопись заимствовала технику западноевропейской храмовой живописи. Икону написали масляной краской, а не темперой, которую издревле использовали на Руси.
#5
Образ выполнили в реалистичной манере: пространство сделали трёхмерным, а возле фигур персонажей изобразили тень. Пейзаж тоже тщательно прорисован: здесь можно увидеть невысокие кусты, а на земле — тени от облаков. По-другому была оформлена и рамка иконы. Углы и середину мастера украсили картушами — сложным декором с вензелями, который появился в эпоху барокко.
#11
Традиционными остались полукруглые плоские нимбы, на западноевропейских фресках их изображают трехмерными светящимися окружностями над головой. Нимбы вместе с рамками, как на многих русских иконах, покрыли сусальным золотом. Такое сочетание черт западной и русской живописи было распространено в XIX веке.
Богородицу изобразили в соответствии с иконописной традицией: в синей рубахе — хитоне и пурпурной накидке — мафории. Такой платок носили в начале эры замужние женщины. Пурпурный цвет символизировал исключительность, царственность Божьей Матери, а синий — её непорочность.
#12
Икона хранилась в коллекции санкт-петербургского коллекционера Виктора Самсонова. В 1996 году её приобрёл Фонд поколений Ханты-Мансийского автономного округа, а через 15 лет «Вознесение Христово» передали в музейный фонд.
#14
Государственный художественный музей Ханты-Мансийска
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Вознесение Христово
Время создания
Вторая половина XIX века
Размер
106,5x62,2 см
106,5х62,2х2,6 см
106,5х62,2х2,6 см
Техника
Дерево, масло
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться