Царские врата — часть иконостаса в православных церквях. Они находятся в центре и ведут к алтарю в восточной части храма. В алтарь также ведут и диаконные двери, они находятся в южной и северной части алтаря. Через царские врата во время богослужений выносят Святые Дары — церковный кагор и хлеб, которые символизируют кровь и плоть Христа.
Царские врата
Время создания
Середина XVII века
Размер
136,3x32 см
136,3х32х3,9 см
136,3х32х3,9 см
Техника
Дерево, темпера
1
Открыть в приложении#3
Автор неизвестен
Царские врата
#2
#5
Иконы на вратах
#6
Врата изготовляли резными или иконописными. Резные украшали медальонами с ликами святых, а на иконописных чаще всего размещали лики четырёх евангелистов. Створки врат крепили к столбикам с изображениями священников и святых. На иконостасе над вратами помещалась икона с Евхаристией, так в православии называют сцену особого ритуала — причастия.
Царские врата, которые хранятся в Государственном художественном музее Ханты-Мансийска, написали ярославские иконописцы в середине XVII века. Створки они расписали по иконописной традиции. Сверху на фигурном килеобразном выступе изобразили сцены Благовещения: на левой дверце — Архангела Гавриила, на правой — Богородицу. На втором ярусе разместили образы евангелистов Иоанна и Матфея, а на нижнем ряду — Луки и Марка.
Царские врата, которые хранятся в Государственном художественном музее Ханты-Мансийска, написали ярославские иконописцы в середине XVII века. Створки они расписали по иконописной традиции. Сверху на фигурном килеобразном выступе изобразили сцены Благовещения: на левой дверце — Архангела Гавриила, на правой — Богородицу. На втором ярусе разместили образы евангелистов Иоанна и Матфея, а на нижнем ряду — Луки и Марка.
#7
Техника
#9
Створки изготовили из цельных досок. Чаще всего для этого использовали липу, ясень и другие несмолистые породы дерева. Но в некоторых небольших церквях исследователи встречали и створки из сосны. Деревянную основу покрывали льняной тканью — паволокой, однако иногда писали без неё, только загрунтовывали поверхность левкасом — смесью мела, клея и масла.
Лики писали темперой. Эта краска изготавливалась из порошковых пигментов, разведённых на сыром яичном желтке. Иногда в неё добавляли немного варёного льняного масла: такое покрытие при высыхании обретало глянцевых блеск, а со временем меньше трескалось.
#8
Фон красили охрой, её получали при смешивании ржавчины и глины. Для голубых оттенков использовали пигмент лазурит, а для красных — ртутный минерал киноварь. На этих царских вратах киноварью сделали опушь — красную кайму по краю.
В Ханты-Мансийск Царские врата попали в 1998 году. Тогда их приобрёл в аукционном обществе «Гелос» Фонд поколений Ханты-Мансийского автономного округа. Врата выставляли в галерее раритетов и художественных ценностей, а в 2011 году передали в музейный фонд.
#10
Государственный художественный музей Ханты-Мансийска
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Царские врата
Время создания
Середина XVII века
Размер
136,3x32 см
136,3х32х3,9 см
136,3х32х3,9 см
Техника
Дерево, темпера
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться