1 / 8
Воскресение. Сошествие во ад
Время создания
Икона - 1760-1780-е годы, оклад - XIX век
Размер
110x92 см
110х92х4,5 см
110х92х4,5 см
Техника
Дерево, сплав золота и серебра
0
Открыть в приложении#1
Автор неизвестен
Воскресение. Сошествие во ад
#3
#2
В XVIII веке стали появляться образы со сложной иконографией, «Воскресение. Сошествие во ад» — один их таких. Сюжет сошествия Христа во ад не описан в канонических писаниях, в Новом Завете есть только отдельные фразы о пребывании Христа в подземном царстве. Считается, что он прочитал там проповедь, освободил души праведников и вывел из ада ветхозаветных пророков, а также первых людей — Адама и Еву.
#9
Происхождение
#6
Икону из коллекции Государственного художественного музея Ханты-Мансийска написали в 1760–1780-х годах. Она состоит из центрального изображения — средника и 64 дополнительных образов — клейм.
Предположительно икону создали в Ростове, об этом говорят образы ростовских князей, митрополитов и настоятелей, которые наряду с общехристианскими святыми изображены на клеймах.
#8
Иконография
#7
Средник иконы выполнен в форме ромба с фигурными краями. В центр помещён Иисус Христос в сияющих лучах и с хоругвью — так называлось знамя, которое использовали в войнах с иноверцами. Иисус стоит на раскрытом гробу, возле которого спят стражники. В среднике также можно увидеть гору Голгофу с тремя крестами: вместе с Христом распяли двух разбойников — Благоразумного и Безумного.
В православной традиции сюжет «Сошествие во ад» соответствовал и Воскресению. Другого изображения исхода Христа из гроба не было до XVII века, когда его стали дополнять «Воскресением Христовым». «Воскресение» попало в русскую иконопись из европейской гравюры.
В православной традиции сюжет «Сошествие во ад» соответствовал и Воскресению. Другого изображения исхода Христа из гроба не было до XVII века, когда его стали дополнять «Воскресением Христовым». «Воскресение» попало в русскую иконопись из европейской гравюры.
#4
Описание иконы
#5
Икону написали порошковой краской на деревянной основе, покрытой льняной тканью и левкасом — специальной смесью мела, клея и масла. Доску выпиливали из сердцевины бревна липы. В этой части древесина не деформировалась при сушке. Чтобы икону не точили вредители, оборотную сторону промазывали отпугивающей жидкостью или варёным льняным маслом. По темперному изображению наносили ассист — мелкие штрихи. На этой иконе ассист выполнен из сплава золота и серебра.
Оклад для иконы из коллекции Государственного художественного музея Ханты-Мансийска изготовили почти через столетие. Тонкие листы латуни проштамповали, с помощью клише набили растительный орнамент. Затем в подготовленные пластины завернули рамку, а сверху покрыли сусальным золотом.
В Ханты-Мансийск икона попала из Санкт-Петербурга, где хранилась в коллекции собирателя русских древностей Виктора Самсонова.
#10
Государственный художественный музей Ханты-Мансийска
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Воскресение. Сошествие во ад
Время создания
Икона - 1760-1780-е годы, оклад - XIX век
Размер
110x92 см
110х92х4,5 см
110х92х4,5 см
Техника
Дерево, сплав золота и серебра
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться