Праздник Вознесения Господня, вероятно, был установлен еще в IV веке. Это событие, предсказанное Христом задолго до распятия, подробно описано в Евангелиях от Луки и от Марка, в Деяниях апостолов.
Будучи казнен и воскреснув, Иисус не раз являлся своим ученикам, поддерживая и укрепляя их веру и подготавливая их к принятию Духа Святого. В Вифании на Елеонской горе он был «вознесен десницею Божиею» (Деян. 2:33). Перед испуганными апостолами предстали два ангела, возвестившие, что в конце времен Спаситель придет на землю так же, как сейчас вознесся, чтобы судить живых и мертвых.
До середины IV века Вознесение и Пятидесятница отмечались как единый праздник. Около 380 года, согласно «Апостольским постановлениям», воспоминанию Вознесения отводится 40-й день после Пасхи. С середины XIV века образы Вознесения уже входят в праздничный ряд русских высоких иконостасов.
Иконография этого образа довольно устойчива. В центре стоит Богородица, обращенная к зрителю фронтально или наклонившая голову, как на этой иконе. Как правило, ее руки воздеты в молитве или сложены у груди ладонями к зрителю. По обеим сторонам от нее стоят два ангела, которые указывают на небо и как бы олицетворяют слова вознесенского песнопения: «Той бо в страсти Твоей матерски паче всех болезновавшей,/ подобаше и славою плоти Твоея/ премногия насладитися радости».
Двенадцать апостолов могут быть представлены двумя статичными группами или в движении. Здесь фигуры и лица написаны довольно статично, но даже в этих позах, воздетых или молитвенно сложенных руках чувствуется порыв.
По-разному изображаются ангелы: в светлых или более темных одеждах, с воздетыми или опущенными руками. В верхней части образа ангелы либо парят по сторонам мандорлы, возносящей Спасителя, либо держат ее, практически сливаясь с облаком в единый композиционный элемент. Спаситель, восседающий на троне и благословляющий стоящих на земле, облачен в хитон и гиматий золотисто-желтого цвета Божественного сияния.
Интересно, что в первую очередь привлекает внимание нижняя, «земная» часть иконы. Это не случайно. Как иконографический канон, так и тексты Евангелий акцентируют внимание не на самом по себе факте Вознесения, а на значении этого чуда для Церкви и всего христианского мира.
Эта икона — самый ранний ярославский памятник, на котором изображен камень с отпечатками ступней Иисуса Христа. Позднее эта деталь распространилась в иконографии Вознесения в местном искусстве.
Будучи казнен и воскреснув, Иисус не раз являлся своим ученикам, поддерживая и укрепляя их веру и подготавливая их к принятию Духа Святого. В Вифании на Елеонской горе он был «вознесен десницею Божиею» (Деян. 2:33). Перед испуганными апостолами предстали два ангела, возвестившие, что в конце времен Спаситель придет на землю так же, как сейчас вознесся, чтобы судить живых и мертвых.
До середины IV века Вознесение и Пятидесятница отмечались как единый праздник. Около 380 года, согласно «Апостольским постановлениям», воспоминанию Вознесения отводится 40-й день после Пасхи. С середины XIV века образы Вознесения уже входят в праздничный ряд русских высоких иконостасов.
Иконография этого образа довольно устойчива. В центре стоит Богородица, обращенная к зрителю фронтально или наклонившая голову, как на этой иконе. Как правило, ее руки воздеты в молитве или сложены у груди ладонями к зрителю. По обеим сторонам от нее стоят два ангела, которые указывают на небо и как бы олицетворяют слова вознесенского песнопения: «Той бо в страсти Твоей матерски паче всех болезновавшей,/ подобаше и славою плоти Твоея/ премногия насладитися радости».
Двенадцать апостолов могут быть представлены двумя статичными группами или в движении. Здесь фигуры и лица написаны довольно статично, но даже в этих позах, воздетых или молитвенно сложенных руках чувствуется порыв.
По-разному изображаются ангелы: в светлых или более темных одеждах, с воздетыми или опущенными руками. В верхней части образа ангелы либо парят по сторонам мандорлы, возносящей Спасителя, либо держат ее, практически сливаясь с облаком в единый композиционный элемент. Спаситель, восседающий на троне и благословляющий стоящих на земле, облачен в хитон и гиматий золотисто-желтого цвета Божественного сияния.
Интересно, что в первую очередь привлекает внимание нижняя, «земная» часть иконы. Это не случайно. Как иконографический канон, так и тексты Евангелий акцентируют внимание не на самом по себе факте Вознесения, а на значении этого чуда для Церкви и всего христианского мира.
Эта икона — самый ранний ярославский памятник, на котором изображен камень с отпечатками ступней Иисуса Христа. Позднее эта деталь распространилась в иконографии Вознесения в местном искусстве.