Архидиакон Стефан пострадал за веру Христову между 33 и 36 годами н. э. Христианская церковь почитает его как Первомученика, убитого за проповедь Слова Божия. О его житии рассказывается в Деяниях святых апостолов.
Стефан был эллинистом, то есть происходил из евреев, которые жили за пределами Святой земли и говорили на греческом языке (что подтверждает и его греческое имя, означающее «венец»). Он был одним из семидесяти апостолов, которых Христос избрал и отправил «по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти» (Лк. 10:1). Когда среди христиан-эллинистов начались возмущения при несправедливой ежедневной раздаче «потребностей» (Деян. 6:1), семерых единоверцев избрали служителями-диаконами, которые должны были блюсти порядок. Стефан был поставлен над ними старшим — архидиаконом. Кроме того, святой прославился в Иерусалиме своими проповедями, знамениями и чудесами.
Проповедь о том, что «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» (Деян. 7:48), вызвала недовольство у Синедриона, и Стефан был осужден. Его речь, произнесенная в суде, самая длинная в Книге Деяний, посвящена истории Израиля и обвинению судей в убийстве Праведника (так называли Иисуса иерусалимские христиане). В конце речи Стефан узрел разверзнувшееся над собой небо и Сына человеческого, сидящего одесную Отца. Все это привело Синедрион в негодование. Стефана увлекли за город и побили камнями.
Казнь была совершена немедленно, без вынесения приговора и без утверждения его у представителей римской власти, что кажется исторически недопустимым. Поэтому ее правильнее считать даже не лапидацией (казнью каменованием), а убийством, совершенным разгневанной толпой.
Мученик воззвал ко Христу, прося принять его дух и молясь за мучителей, и умер.
На иконах Стефан предстает безбородым юношей (предположительно, на момент подвига ему было около 30 лет) в стихаре — длинной тунике с широкими рукавами. Красный цвет указывает на мученическую кончину. Одеяние и кадило в правой руке указывают на то, что он, погибнув на земле, продолжает свое служение, участвуя в Небесной литургии. В левой руке — камень, орудие казни; нередко камни также изображали на голове и плечах мученика. В таком случае в свободной левой руке он держит пальмовую ветвь как символ победы над смертью.
В данной иконе по сторонам от фигуры Стефана слева изображена его казнь, за которой наблюдает язычник Савл (будущий апостол Павел), а также погребение мученика (справа) с персонажем, оплакивающим его кончину.
Стефан был эллинистом, то есть происходил из евреев, которые жили за пределами Святой земли и говорили на греческом языке (что подтверждает и его греческое имя, означающее «венец»). Он был одним из семидесяти апостолов, которых Христос избрал и отправил «по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти» (Лк. 10:1). Когда среди христиан-эллинистов начались возмущения при несправедливой ежедневной раздаче «потребностей» (Деян. 6:1), семерых единоверцев избрали служителями-диаконами, которые должны были блюсти порядок. Стефан был поставлен над ними старшим — архидиаконом. Кроме того, святой прославился в Иерусалиме своими проповедями, знамениями и чудесами.
Проповедь о том, что «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» (Деян. 7:48), вызвала недовольство у Синедриона, и Стефан был осужден. Его речь, произнесенная в суде, самая длинная в Книге Деяний, посвящена истории Израиля и обвинению судей в убийстве Праведника (так называли Иисуса иерусалимские христиане). В конце речи Стефан узрел разверзнувшееся над собой небо и Сына человеческого, сидящего одесную Отца. Все это привело Синедрион в негодование. Стефана увлекли за город и побили камнями.
Казнь была совершена немедленно, без вынесения приговора и без утверждения его у представителей римской власти, что кажется исторически недопустимым. Поэтому ее правильнее считать даже не лапидацией (казнью каменованием), а убийством, совершенным разгневанной толпой.
Мученик воззвал ко Христу, прося принять его дух и молясь за мучителей, и умер.
На иконах Стефан предстает безбородым юношей (предположительно, на момент подвига ему было около 30 лет) в стихаре — длинной тунике с широкими рукавами. Красный цвет указывает на мученическую кончину. Одеяние и кадило в правой руке указывают на то, что он, погибнув на земле, продолжает свое служение, участвуя в Небесной литургии. В левой руке — камень, орудие казни; нередко камни также изображали на голове и плечах мученика. В таком случае в свободной левой руке он держит пальмовую ветвь как символ победы над смертью.
В данной иконе по сторонам от фигуры Стефана слева изображена его казнь, за которой наблюдает язычник Савл (будущий апостол Павел), а также погребение мученика (справа) с персонажем, оплакивающим его кончину.