Акцент на физических страданиях и живом сопереживании молящегося сделал сюжет популярным в западном искусстве, церковном и светском, еще в XIII веке. Однако передача чувственных мучений не была свойственна исконно русской иконописи: в православном понимании изображение Христа — это прежде всего торжество Воскресения, Духа и любви. Богослов и историк церкви Владимир Николаевич Лосский видел задачу русского иконописца в том, чтобы «суметь распознать победу под видимостью поражения, силу Божью, в немощи совершающуюся».
В XVII–XVIII веках в русское искусство стали проникать западноевропейские мотивы, чему немало способствовали реформы Петра I. Только во второй половине XVII века в иконостасах русских храмов, над Праздничным чином, появляется «страстной ряд». К этому же времени относятся первые образцы икон «Возложение тернового венца», но сам венец на них выполняет скорее роль условного атрибута, чем источника мучений.
В XIX веке благодаря укреплению Русской духовной миссии на Святой Земле люди получили возможность воочию увидеть места евангельских событий; это усилило их чувственное восприятие, и сюжет «Увенчания» стал особенно популярен.
На представленной иконе-миниатюре Иисус изображен в окружении насмехающихся воинов в шлемах и кирасах: один из них накручивает терн на голову Спасителя, другой вкладывает в Его руку копье, третий опускается на колени. Фигура Христа в багрянице теряется между их яркими одеждами.
Доктор исторических наук Николай Николаевич Лисовой отмечает, что римское право не предполагало глумления над приговоренными к казни. Объяснение происходящему он находит именно в том, что Христа объявляли «Царем Иудейским» и солдаты своими надругательствами выказывали презрение ко всему еврейскому народу.
Икона написана палехскими мастерами для Владимирского придела балахнинского храма Рождества Христова. В музей на постоянное хранение памятник поступил 28 февраля 1977 года. В 1993 году был на реставрации под руководством Валерия Фёдоровича Косушкина в Межобластном научно-реставрационном художественном управлении.