Праздник Покрова Пресвятой Богородицы был установлен в X веке. Основанием стало чудесное событие, бывшее в Византии в правление императора Льва Философа.
Жители осажденного врагами города собрались на всенощную службу во Влахернском храме. Были среди молящихся и блаженный Андрей, Христа ради юродивый, и его ученик Епифаний. Именно они удостоились чудесного видения: Богоматерь, сопровождаемая Иоанном Крестителем, Иоанном Богословом, ангелами и святыми, прошла по воздуху и молилась, раскинув над собравшимися людьми свой омофор. Город был спасен.
Впоследствии праздник Покрова стал почитаться на Руси даже больше, чем в самой Византии.
Древнейшие русские иконы Покрова датируются XIII веком, тогда же стали появляться Покровские храмы и монастыри. Изначально сложилось два иконографических извода, суздальский и новгородский; позднее на их основе появились новые варианты.
Единый иконографический источник — житие Андрея Юродивого — не означает единообразия изводов. Все фигуры, кроме фигуры Богоматери, простирающей над молящимися омофор, могут различаться или даже отсутствовать.
Композиция представленной иконы многофигурна и в полноте отображает чудесное событие. Обозначенные завитками облака разделяют иконное пространство на две части: внизу мастер изобразил Влахернский собор, наверху поместил образ благословляющего Христа с предстоящими Ему.
Спаситель, в исходящих от него лучах славы и со свитком в левой руке, находится выше предстоящих, над куполом собора. Богородица в позе Оранты и стоящие за Ней Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов, коленопреклоненный Василий Великий, апостолы Пётр и Андрей, Иоанн Златоуст (с книгой), евангелист Лука и другие стоят между Спасителем и людьми, выступая ходатаями за последних. Над их головами помещены лики пяти ангелов.
Среди молящихся иконописец изобразил императора Льва и императрицу Ирину (на амвоне), святого Евфимия (с книгой), его ученика Романа Сладкопевца (на амвоне с книгой) и певчих.
Справа внизу — Андрей Юродивый и Епифаний. По-видимому, между ними происходит диалог, который приводит Димитрий Ростовский:
Жители осажденного врагами города собрались на всенощную службу во Влахернском храме. Были среди молящихся и блаженный Андрей, Христа ради юродивый, и его ученик Епифаний. Именно они удостоились чудесного видения: Богоматерь, сопровождаемая Иоанном Крестителем, Иоанном Богословом, ангелами и святыми, прошла по воздуху и молилась, раскинув над собравшимися людьми свой омофор. Город был спасен.
Впоследствии праздник Покрова стал почитаться на Руси даже больше, чем в самой Византии.
Древнейшие русские иконы Покрова датируются XIII веком, тогда же стали появляться Покровские храмы и монастыри. Изначально сложилось два иконографических извода, суздальский и новгородский; позднее на их основе появились новые варианты.
Единый иконографический источник — житие Андрея Юродивого — не означает единообразия изводов. Все фигуры, кроме фигуры Богоматери, простирающей над молящимися омофор, могут различаться или даже отсутствовать.
Композиция представленной иконы многофигурна и в полноте отображает чудесное событие. Обозначенные завитками облака разделяют иконное пространство на две части: внизу мастер изобразил Влахернский собор, наверху поместил образ благословляющего Христа с предстоящими Ему.
Спаситель, в исходящих от него лучах славы и со свитком в левой руке, находится выше предстоящих, над куполом собора. Богородица в позе Оранты и стоящие за Ней Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов, коленопреклоненный Василий Великий, апостолы Пётр и Андрей, Иоанн Златоуст (с книгой), евангелист Лука и другие стоят между Спасителем и людьми, выступая ходатаями за последних. Над их головами помещены лики пяти ангелов.
Среди молящихся иконописец изобразил императора Льва и императрицу Ирину (на амвоне), святого Евфимия (с книгой), его ученика Романа Сладкопевца (на амвоне с книгой) и певчих.
Справа внизу — Андрей Юродивый и Епифаний. По-видимому, между ними происходит диалог, который приводит Димитрий Ростовский: