В основу праздника Крестовоздвижения и иконографии этого сюжета легло обретение Креста в 326 году.
Первый христианский император Константин Великий старался найти и сохранить как можно больше памятников земной жизни Спасителя, Богоматери и святых. В ходе поисков удалось обнаружить и Гробницу Господню. Из-под земли смогли поднять находившиеся рядом три креста и табличку с Креста Христова. Святыню определили по тому, что ее прикосновение воскресило умершую девицу. Отсюда второй эпитет Креста — Животворящий.
Раскопками руководили мать императора Константина императрица Елена и епископ Иерусалимский Макарий. Тогда Крест первый раз был воздвигнут — поднят на возвышение, чтобы все христиане могли увидеть и поклониться ему. Через год, выполнив свою главную задачу, императрица скончалась.
По ее распоряжению было отстроено 80 храмов в Вифлееме, Гефсимании, на Елеонской горе и других памятных местах. Император Константин приказал воздвигнуть в Иерусалиме храм Воскресения и перенести туда Гроб Господень. 13 сентября 335 года его освятили, 14-го — установили праздник в честь Воздвижения. Указание на это дает александрийская хроника до VII века.
В первой половине VII века патриарх и Крест вместе с другими реликвиями попали в плен к царю Персии Хозрою II. Одержав над персами победу, император Ираклий хотел вернуть святыню в храм Гроба Господня. Согласно преданию, он смог это сделать, только сняв, по велению ангела, знаки царской власти. Крест вторично был водружен на помост для общего поклонения.
Иконография сюжета довольно прозрачна. Крест находится в центре иконы, на возвышении, к которому ведут ступени. Изначально изображали храмовый крест, с XV–XVI веков — реалистичный, иногда украшенный веточками. Именно такой вариант используется и сейчас.
В раннем изводе X века его поддерживал только епископ; затем — епископ и другие священнослужители. Позднее на иконе стали писать императрицу Елену, еще позже — ее и императора Константина. Эта последняя поздняя версия носит только символический, не исторический характер. На заднем плане виден храм, впереди — собравшиеся христиане.
На московских иконах иногда дополнительно изображали русских царя и патриарха. Таким образом иконописцы подчеркивали преемственность между Римом, Вторым Римом (Византией) и Третьим Римом (Москвой). Нередко включали также сцены обретения Креста и воскрешения усопшей.
Эта икона праздничного ряда иконостаса была написана артелью Гурия Никитина для придела Варлаама Хутынского в церкви Илии Пророка.
Первый христианский император Константин Великий старался найти и сохранить как можно больше памятников земной жизни Спасителя, Богоматери и святых. В ходе поисков удалось обнаружить и Гробницу Господню. Из-под земли смогли поднять находившиеся рядом три креста и табличку с Креста Христова. Святыню определили по тому, что ее прикосновение воскресило умершую девицу. Отсюда второй эпитет Креста — Животворящий.
Раскопками руководили мать императора Константина императрица Елена и епископ Иерусалимский Макарий. Тогда Крест первый раз был воздвигнут — поднят на возвышение, чтобы все христиане могли увидеть и поклониться ему. Через год, выполнив свою главную задачу, императрица скончалась.
По ее распоряжению было отстроено 80 храмов в Вифлееме, Гефсимании, на Елеонской горе и других памятных местах. Император Константин приказал воздвигнуть в Иерусалиме храм Воскресения и перенести туда Гроб Господень. 13 сентября 335 года его освятили, 14-го — установили праздник в честь Воздвижения. Указание на это дает александрийская хроника до VII века.
В первой половине VII века патриарх и Крест вместе с другими реликвиями попали в плен к царю Персии Хозрою II. Одержав над персами победу, император Ираклий хотел вернуть святыню в храм Гроба Господня. Согласно преданию, он смог это сделать, только сняв, по велению ангела, знаки царской власти. Крест вторично был водружен на помост для общего поклонения.
Иконография сюжета довольно прозрачна. Крест находится в центре иконы, на возвышении, к которому ведут ступени. Изначально изображали храмовый крест, с XV–XVI веков — реалистичный, иногда украшенный веточками. Именно такой вариант используется и сейчас.
В раннем изводе X века его поддерживал только епископ; затем — епископ и другие священнослужители. Позднее на иконе стали писать императрицу Елену, еще позже — ее и императора Константина. Эта последняя поздняя версия носит только символический, не исторический характер. На заднем плане виден храм, впереди — собравшиеся христиане.
На московских иконах иногда дополнительно изображали русских царя и патриарха. Таким образом иконописцы подчеркивали преемственность между Римом, Вторым Римом (Византией) и Третьим Римом (Москвой). Нередко включали также сцены обретения Креста и воскрешения усопшей.
Эта икона праздничного ряда иконостаса была написана артелью Гурия Никитина для придела Варлаама Хутынского в церкви Илии Пророка.