Эта икона входила в праздничный ряд иконостаса для придела Варлаама Хутынского в церкви Илии Пророка и, вероятно, была написана мастерами из круга Гурия Никитина.
Сретение подробно описывает евангелист Лука. Иосиф Обручник и Дева Мария впервые принесли Первенца в храм, где их встретили Симеон Богоприимец и пророчица Анна.
Самое древнее из известных изображений Сретения, мозаика 432–440 годов, находится в базилике Санта-Мария-Маджоре в Риме. Первая русская фреска с этим сюжетом принадлежит церкви Спаса на Нередице (1199 год). Первая икона хранится в Новгородском музее и датируется XIV веком.
Ко второй половине XVII века иконографическая схема стала довольно устойчивой. Она включала пространство храма и изображала момент встречи. Композиция разбита на две части: слева представлены праведный Иосиф и пророчица Анна, справа — Дева Мария и Симеон Богоприимец, принявший в руки Младенца. Позы персонажей, в том числе то, как наклонены головы, и цветовая гамма придают расположению фигур симметричность.
В руках у Святого Иосифа — два голубя (они могли быть изображены в клетке, ларце или корзине), это благодарственная жертва за рождение Первенца: один голубь предназначался для всесожжения, второй — во искупление греха. Несмотря на то, что зачатие Девы Марии было непорочным, она пришла соблюсти Закон.
Пророчица Анна держит в руке свиток — пророческий атрибут. Евангелист Лука сообщает, что Анна рано стала вдовой и многие годы провела при храме в посте и молитве. На момент Сретения ей было 84 года (в «Иконописном подлиннике» Виктора Доримедонтовича Фартусова она описывается как худощавая 84-летняя старица), однако, в отличие от святого Симеона, ее возраст не подчеркивается.
Справа Богоматерь передала Младенца Симеону и благочестиво опустила голову, слушая пророчества о грядущих Страстях. Старец сосредоточен на Младенце.
В образе Христа иконографические черты ребенка (маленькая детская фигурка в белой рубашке) сочетаются с образом Владыки: в ответ на слова Симеона «Отпущаеши… Владыко» он благословляет старца. Примечательно, что храмовый престол, обычно важная деталь на иконах, отодвинут вглубь и почти теряется за фигурами Матери и Богоприимца, уступая место главному событию.
Тонкое письмо храмовой архитектуры отсылает к барочным мотивам. Вычурный орнамент органично вписывается в стройную композиционную схему. Цветовая гамма состоит преимущественно из приглушенных светлых тонов (охра, красный, золотой, зеленый) и передает атмосферу радости и любви.
Сретение подробно описывает евангелист Лука. Иосиф Обручник и Дева Мария впервые принесли Первенца в храм, где их встретили Симеон Богоприимец и пророчица Анна.
Самое древнее из известных изображений Сретения, мозаика 432–440 годов, находится в базилике Санта-Мария-Маджоре в Риме. Первая русская фреска с этим сюжетом принадлежит церкви Спаса на Нередице (1199 год). Первая икона хранится в Новгородском музее и датируется XIV веком.
Ко второй половине XVII века иконографическая схема стала довольно устойчивой. Она включала пространство храма и изображала момент встречи. Композиция разбита на две части: слева представлены праведный Иосиф и пророчица Анна, справа — Дева Мария и Симеон Богоприимец, принявший в руки Младенца. Позы персонажей, в том числе то, как наклонены головы, и цветовая гамма придают расположению фигур симметричность.
В руках у Святого Иосифа — два голубя (они могли быть изображены в клетке, ларце или корзине), это благодарственная жертва за рождение Первенца: один голубь предназначался для всесожжения, второй — во искупление греха. Несмотря на то, что зачатие Девы Марии было непорочным, она пришла соблюсти Закон.
Пророчица Анна держит в руке свиток — пророческий атрибут. Евангелист Лука сообщает, что Анна рано стала вдовой и многие годы провела при храме в посте и молитве. На момент Сретения ей было 84 года (в «Иконописном подлиннике» Виктора Доримедонтовича Фартусова она описывается как худощавая 84-летняя старица), однако, в отличие от святого Симеона, ее возраст не подчеркивается.
Справа Богоматерь передала Младенца Симеону и благочестиво опустила голову, слушая пророчества о грядущих Страстях. Старец сосредоточен на Младенце.
В образе Христа иконографические черты ребенка (маленькая детская фигурка в белой рубашке) сочетаются с образом Владыки: в ответ на слова Симеона «Отпущаеши… Владыко» он благословляет старца. Примечательно, что храмовый престол, обычно важная деталь на иконах, отодвинут вглубь и почти теряется за фигурами Матери и Богоприимца, уступая место главному событию.
Тонкое письмо храмовой архитектуры отсылает к барочным мотивам. Вычурный орнамент органично вписывается в стройную композиционную схему. Цветовая гамма состоит преимущественно из приглушенных светлых тонов (охра, красный, золотой, зеленый) и передает атмосферу радости и любви.