Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Искусство Палеха»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Воздвижение Креста

Время создания
конец XVIII века
Размер
105x65 см
Техника
темперная живопись
2
Открыть в приложении
#1
Воздвижение Креста
#2

Икона

#5
Икона «Воздвижение Креста» создана в конце XVIII века. Её стилистика в полной мере соотносится с фресковой живописью, которой украшены стены летнего придела в местном Крестовоздвиженском храме.
#6
Храм в Палехе освящен во славу того же события, которому посвящена икона — в честь «Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня». В этот праздник вспоминают историю обретения Креста, на котором распяли Спасителя. Поиски реликвии начала Елена — мать императора Константина. Поэтому ее образ появился на иконах, посвященных Воздвижению. Нередко рядом с ней изображают и Константина, хотя он не был свидетелем этого события: обретенную святыню показывал народу епископ иерусалимский Макарий.
#7
В этой иконе византийский император Константин и его мать Елена выглядят сказочными персонажами. Интересно, что на палехских иконах главные герои часто представлены обобщенно. Лики святых в работах палешан не выделяются яркими индивидуальными чертами: они довольно однообразны, и зачастую святые отличаются друг от друга лишь по возрасту. Из-за этого здешних мастеров иногда обвиняли в отсутствии профессионального мастерства. Однако именно такой живописный приём способствует единству и целостности изображения, а эти качества всегда были главными для искусства Палеха.
#8
Манера местных мастеров отличается, в первую очередь, особым наложением красочной массы. Многослойные плави создают эффект трехмерности изображений. Тональные градации, на первый взгляд, лишены логики традиционного в иконописи отношения света и тени. Местный живописец создает тончайшие неуловимые переходы между про́белом и основным цветовым пятном, а также между тенью и освещенными местами. Красочный слой становится невероятно переливчатым — это настоящая живописная стихия. Такая манера придает изображениям внутреннюю подвижность, и иконописные образы становятся очень выразительными. При этом зафиксировать палехскую манеру наложения красок практически невозможно — у каждого мастера она разная.
#4
Примечательно, что второстепенные детали палешане прописывают с большей тщательностью, чем лики. Например, на иконе «Воздвижение креста» архитектура и одежды богато украшены орнаментом. При этом растительный узор на ризах выполнен настолько тонко, что сложный рисунок не препятствует главному — целостности восприятия иконы.
#9
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Воздвижение Креста

Время создания
конец XVIII века
Размер
105x65 см
Техника
темперная живопись
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%