Всем скорбящим Радость
Время создания
начало XIX века
Размер
106x87 см
Техника
темперная живопись
Выставка
2
Открыть в приложении#2
#5
Образ Богоматери «Всем скорбящим Радость» — один из самых поэтичных в палехской иконописи. Икона не чудотворная, но местные жители почитают ее как святыню.
#6
Неизвестный мастер написал икону в начале XIX века для Крестовоздвиженского храма. Фигура Девы Марии занимает в ней центральное место — Она стоит во весь рост, с распростертыми руками. Её правая кисть приподнята чуть выше, удерживая жезл. Левой рукой Богоматерь протягивает людям хлеб.
#7
Мастер изобразил Её в традиционном облачении. Тёмный хитон плотно драпирует фигуру, оставляя на виду только башмаки красновато-оранжевого цвета. Красный мафорий (покров) окутывает голову поверх темно-синего чепца с золотыми полосками. Он закрывает плечи и грудь Богоматери и свободными складками ниспадает вниз, касаясь подиума.
#8
Вокруг Её фигуры расположены восемь клейм. Мастер распределил их в четыре яруса с каждой стороны. Отдельные сцены изображают страждущих людей: кто-то потерялся на небольшом корабле в бурном море, кто-то заблудился в глухом лесу. Клейма показывают плачущих, ждущих заступничества людей: немощных стариков, хромых калек, голодных нищих. Каждому из них приходит утешение — Богоматерь посылает к ним ангелов и помощников.
#9
Мастер тщательно прописал фигуры и лики ангелов, сделав их наиболее выразительными. Такое же внимание он уделил трем–четырем персонажам на первом плане каждого клейма. Хорошо видны и персонажи второго ряда. Далее в каждой сцене, кроме верхних двух клейм, мастер изображал целое море голов — так он показал неисчислимое количество страдающих людей.
#10
Важно, что масштабная фигура Марии не противопоставлена этим людям: она составляет единое целое с земным миром, полным бед и страданий. Палехский мастер видел свою главную цель именно в передаче этого единства. Он объединил все фигуры одним живописным ритмом, повторяя закруглённость линий, очертания силуэтов и цветовые пятна.
#11
Чтобы избежать монотонности, художник внес в композицию некоторые диссонансы: иногда движения фигур противоположно направлены, а в светлом колорите иконы появляются темные цветовые пятна. Эти диссонансы повторяются через определённые интервалы в каждом ярусе.
#12
Художник изумительно проработал цветовой строй иконы. Тёмное, почти чёрное платье Марии кажется синим — как и одежды некоторых ангелов и людей. Мастер добился такого эффекта с помощью дымчато-сизых, голубоватых пробело́в на тёмно-коричневых слоях краски. Этот способ создания объемов, где используются цветные пробела холодных оттенков — одна из характерных черт в иконах Палеха. Золотой фон, в свою очередь, помог сделать образ Богоматери ещё более торжественным.
#4
Всё это придало палехской иконе возвышенный, монументальный характер.
#13
Министерство культуры Российской Федерации
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Всем скорбящим Радость
Время создания
начало XIX века
Размер
106x87 см
Техника
темперная живопись
Выставка
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться