Икона «Воскресение — Сошествие во ад с праздниками» создана во второй четверти XIX века. Она написана на тщательно обработанной кипарисовой доске. Этот материал был привозным, редким, а потому очень дорогим.
Воскресение — Сошествие во ад с праздниками
Время создания
вторая четверть XIX века
Размер
35x31 см
Техника
темперная живопись
Выставка
1
Открыть в приложении#1
Воскресение-Сошествие во ад с праздниками
#6
#7
«Воскресение — Сошествие во ад» — один из самых популярных сюжетов в иконописи Палеха. Его иконография сложилась на основе текстов Псалтири и апокрифического Евангелия от Никодима. Считается, что после распятия, пока Его тело было во гробе, дух Спасителя спустился в ад и вывел оттуда ветхозаветных праведников. Вместе с ними вышли Адам и Ева. Иконописцы часто объединяют этот сюжет в одну композицию с Воскресением Христа.
#8
В композиции средника эти сцены расположены друг над другом. В каждой из них Христос дважды показан в полный рост, его окружает овальная слава (сияние, символизирующее явление Божественных сил). Верхняя фигура Христа стоит во гробе на белых пеленах. Справа от Него ангелы спускаются ко входу в ад — он представлен в виде огненной пещеры. Один из ангелов открывает этот вход.
#9
Внизу Спаситель попирает створки врат ада. В нижнем левом углу виднеется пасть зверя — она тоже символизирует ад. Из него выходят праотцы и праведные жёны. Адама Христос держит за руку. Ева же припала к Его ногам.
#10
Среди вереницы праведников, идущих в рай, автор изобразил ангелов, а также пророков Давида и Соломона. Ближе всех ко входу в сад стоят Иоанн Предтеча и благоразумный разбойник Рах. Рах был преступником, и поэтому его тоже распяли на Голгофе — он умирал рядом с Христом. Искренне покаявшись и уверовав в божественность Спасителя, Рах получил прощение и оказался в раю. На иконе видно, что пророки Енох и Илия, которые стоят в райском саду, беседуют с Рахом.
#11
Центральную композицию окружают сцены Страстей Христовых — события, которые случились до Его Воскресения. Сюжеты клейм соответствуют Евангелию от Иоанна (главы 13, 18 и 19) и расположены в следующем порядке: 1.Тайная вечеря; 2. Омовение ног; 3. Моление о чаше; 4. Приведение Иисуса Христа на суд к первосвященнику Анне; 5. Поцелуй Иуды; 6. Приведение Иисуса Христа на суд к Понтию Пилату; 7. Бичевание Иисуса Христа; 8. Коронование тернием; 9. Несение Креста; 10. Распятие с предстоящими; 11. Снятие со Креста; 12. Положение во гроб.
#4
Прочтение клейм тут не совпадает с последовательностью событий Страстной недели. Предательство Иуды предшествует приведению к первосвященнику Анне.
#12
Вокруг сцен со Страстной неделей мастер изобразил клейма с праздниками, начиная от Рождества Богородицы и заканчивая Воздвижением честного Креста Господня. Вокруг сцен со Страстной неделей мастер изобразил клейма с праздниками, начиная от Рождества Богородицы и заканчивая Воздвижением честного Креста Господня.
#13
На полях иконы по углам в миниатюрных клеймах изображены евангелисты. Вверху слева Иоанн Богослов. Он представлен напротив пещеры. В правом углу, на фоне архитектуры, евангелист Матфей. Он восседает за столом на золочёном сидении, опираясь ногами на подиум. В руках у него закрытая золочёная книга. Судя по надписям, в нижнем правом углу находилось изображение Марка, а в левом — Луки, но эти части иконы не сохранилась.
#14
Министерство культуры Российской Федерации
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Воскресение — Сошествие во ад с праздниками
Время создания
вторая четверть XIX века
Размер
35x31 см
Техника
темперная живопись
Выставка
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться