Воздух — это завеса, в православной литургической традиции один из тканых покровов для священных сосудов, используемых на Божественной литургии.
Византийские воздухи могли достигать двух метров в длину. Традиция изготовления больших воздухов пришла на Русь из Византии и сохранялась до XVII века. Один из самых крупных средневековых русских воздухов — «Спас Нерукотворный с предстоящими» 1389 года. Его размер составляет 123×220 сантиметров.
В современной богослужебной практике воздух обычно представляет собой вышитый покров, как правило, с изображением креста посередине. Размер современных воздухов варьируется от 40×60 до 80×110 сантиметров.
Особенность воздухов — наличие на большинстве из них литургических и вкладных надписей. Традиционно по краям воздуха размещались надписи на церковнославянском «Благообразный Иосиф…», «Во гробе плотском…», «Да молчит всякая плоть человеча…», «Приимите, ядите…». Изображения могут наноситься красителями или вышиваться нитками и бисером.
Наиболее популярным изображением на воздухах была композиция «Положение во гроб».
На представленном в музее «Русская старина» воздухе «Положение во гроб» слева у гроба изображены Богоматерь, поддерживающая голову Христа, и две жены-мироносицы. Справа за гробом — склонившиеся Иоанн Богослов, Иосиф Аримафейский и Никодим.
На втором плане — два ангела с рипидами в руках. Рипида — это богослужебная утварь в виде металлического или деревянного двустороннего изображения шестикрылого серафима в круге, в ромбе или в звезде на длинной рукояти.
По центру воздуха возвышается крест, возле него изображена лестница. Над крестом в облаках — Бог Саваоф с державой в руке. Сверху в сияющих лучах нисходящий в виде голубя Дух Святой.
Шитье преимущественно прядеными золотными и серебряными нитями «вприкреп» (швы: «городок», «ягодка», «рядки», «разводная клетка» и другие) и шелковыми нитями «на проем». Личное выполнено крученым шелком «атласным» швом по форме, с притенениями. Фон — золотой в среднике и красный по краю.
Шитье церковных пелен и покровов считалось делом богоугодным.
В крестьянской среде и в высших слоях общества женщину
с детства приучали к рукоделию. Сложные иконографические
композиции, надписи требовали участия профессионалов.