Святые Борис и Глеб
Время создания
начало XX века
Размер
45x33,8 см
Техника
темперная живопись
Выставка
0
Открыть в приложении#1
Борис и Глеб
#2
#5
Икона «Борис и Глеб» была создана в начале XX века.
#6
Мастер изобразил двух русских князей Бориса и Глеба. Они были сыновьями киевского князя Владимира Святославовича — крестителя Руси. Их подло убил сводный брат Святополк. Сначала святых почитали как страстотерпцев (так называют всех мучеников, которые претерпели страдания), чьи мощи обладают особой целительной силой. Позже их стали воспринимать и как покровителей в воинском деле.
#7
Икона палехского умельца повторяет ранний тип иконографии «Бориса и Глеба». Согласно традиции, братья тут представлены в княжеских одеждах. Они написаны как мученики и воины: с киноварно-красными крестами и опущенными мечами в руках. В принятой иконографии Бориса изображают с бородкой и длинными волосами, Глеба — молодым человеком с круглым лицом и короткими волосами.
#8
Борис одет в длинную желто-розовую рубаху и иссиня-чёрный плащ с узорами, подбитый горностаем. У Глеба красно-коричневая рубаха и розовый плащ с зеленоватой подкладкой. Оба брата одеты в княжеские шапки с круглым верхом и с меховым околышем. Сапоги Глеба желто-охристые, с золотыми узорами. Сверху они приплёснуты яркой киноварью, как и локтевой сгиб правой руки Бориса.
#9
Икона палехского мастера — эталонный образец подстаринного письма, которое было популярно в русской провинциальной иконописи конца XIX века, особенно в Мстере и Палехе. Подстаринным называется особый стиль, в котором художники предпочитали писать иконы «под старину».
#10
Фигуры Бориса и Глеба выполнены нарочито плоскостными, без излишне натуральных объемов. Складки их одежды созданы цветом, а не светотенью. Мастер положил белила едва заметным прозрачным слоем. Тени он написал плотными тонами, они темнее, чем основной цвет одежд. Горки на иконе предельно условные, а деревья соответствуют традиционной стилистике палехских икон.
#11
Лично́е письмо художник выполнил в московской традиции XVI века. По зеленовато-коричневому санкирю автор положил мягко сплавленные слои охр со слабой подрумянкой. Он писал объемы без резких высветлений и движко́в (так называют белильные блики, которыми в иконописи создаются объемы на открытых частях тела; движки очень оживляют изображение, иногда их называют «оживками»). Также, мастер обозначил белилами надбровные дуги, ушные раковины и блики на глазах.
#4
Надпись на верхнем поле выполнена золотом. Слишком витиеватая вязь сделала её плохо читаемой. Подобная замысловатость, ранее неприемлемая для палешан, стала привычной на иконах конца XIX-начала XX века.
#12
Министерство культуры Российской Федерации
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Святые Борис и Глеб
Время создания
начало XX века
Размер
45x33,8 см
Техника
темперная живопись
Выставка
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться