Главное событие новозаветной истории — Воскресение Христово — не описывает ни один евангелист. События Пасхи долгое время не изображали на иконах, передавая их лишь символически. Например, сюжет о трехдневном пребывании Ионы во чреве кита, представленный во фресках римских катакомб, знаменовал Воскресение Христа на третий день. Момент Воскресения Христа мог обозначаться и изображением спящих стражников у гроба, и явлением ангела женам-мироносицам.
Лишь к XI столетию окончательно сформировалась композиция, раскрывающая идею спасения человеческого рода, — «Сошествие во Ад». Литературная основа ее сложна: это новозаветные и ветхозаветные тексты, сочинения Святых Отцов, повлиявшие на службу праздника, а также апокрифическое Евангелие от Никодима. Согласно этим источникам Господь после крестной жертвы спустился в ад и вывел оттуда прародителей Адама и Еву со всеми праведниками.
На византийских и древнерусских иконах никогда не изображался сам момент Воскресения. Для его иллюстрации использовали композицию «Сошествие во Ад», которая имела двойное название «Сошествие во Ад — Воскресение Христово». Со второй половины XVII века для создания образа Воскресения Христова получил распространение и другой сюжет, заимствованный русскими иконописцами у западноевропейских гравюр: Христос выходит из гроба со знаменем победы в руках. Из соединения этого сюжета с традиционным возникла оригинальная композиция. События в ней показаны последовательно и обогащены новыми эпизодами и героями, такими как спящие воины, благочестивый разбойник Рах, жены-мироносицы.
На иконе из музейного собрания — именно этот вариант сюжета о Воскресении Христа. Композиция традиционно диагональная: Христос помещен в центр, по сторонам Адам и Ева в белом платье, праведники, праотцы, пророки. Лица их узнаваемы: Иоанн Предтеча, царь Давид, Соломон, пророк Давид, Моисей со скрижалями.
Лики написаны в «живоподобной» манере: они мягкие, теплые, осязаемые. Такая манера восходит к искусству царских иконописцев Оружейной палаты. Колорит построен на сочетании оттенков красного, зеленого, коричневого. Складки одежд исполнены в технике золотопробельного письма. Все сцены окружают волнистые горки — основные элементы пейзажа в иконописи, — обозначенные валунами. Видны редкие травы и небольшая сосенка. Наверху — Рай, огражденный стеной.
Лишь к XI столетию окончательно сформировалась композиция, раскрывающая идею спасения человеческого рода, — «Сошествие во Ад». Литературная основа ее сложна: это новозаветные и ветхозаветные тексты, сочинения Святых Отцов, повлиявшие на службу праздника, а также апокрифическое Евангелие от Никодима. Согласно этим источникам Господь после крестной жертвы спустился в ад и вывел оттуда прародителей Адама и Еву со всеми праведниками.
На византийских и древнерусских иконах никогда не изображался сам момент Воскресения. Для его иллюстрации использовали композицию «Сошествие во Ад», которая имела двойное название «Сошествие во Ад — Воскресение Христово». Со второй половины XVII века для создания образа Воскресения Христова получил распространение и другой сюжет, заимствованный русскими иконописцами у западноевропейских гравюр: Христос выходит из гроба со знаменем победы в руках. Из соединения этого сюжета с традиционным возникла оригинальная композиция. События в ней показаны последовательно и обогащены новыми эпизодами и героями, такими как спящие воины, благочестивый разбойник Рах, жены-мироносицы.
На иконе из музейного собрания — именно этот вариант сюжета о Воскресении Христа. Композиция традиционно диагональная: Христос помещен в центр, по сторонам Адам и Ева в белом платье, праведники, праотцы, пророки. Лица их узнаваемы: Иоанн Предтеча, царь Давид, Соломон, пророк Давид, Моисей со скрижалями.
Лики написаны в «живоподобной» манере: они мягкие, теплые, осязаемые. Такая манера восходит к искусству царских иконописцев Оружейной палаты. Колорит построен на сочетании оттенков красного, зеленого, коричневого. Складки одежд исполнены в технике золотопробельного письма. Все сцены окружают волнистые горки — основные элементы пейзажа в иконописи, — обозначенные валунами. Видны редкие травы и небольшая сосенка. Наверху — Рай, огражденный стеной.