Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Шедевры Иркутского художественного музея»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Воскресение — Сошествие во Ад

Время создания
первая половина XVIII века
Размер
118x65 см
Техника
дерево, темпера
2
Открыть в приложении
#4
Воскресение — Сошествие во Ад
#2
Главное событие новозаветной истории — Воскресение Христово — не описывает ни один евангелист. События Пасхи долгое время не изображали на иконах, передавая их лишь символически. Например, сюжет о трехдневном пребывании Ионы во чреве кита, представленный во фресках римских катакомб, знаменовал Воскресение Христа на третий день. Момент Воскресения Христа мог обо­зна­чаться и изо­бра­же­ни­ем спя­щих страж­ни­ков у гро­ба, и яв­ле­нием ан­ге­ла же­нам-ми­ро­но­си­цам.

Лишь к XI столетию окончательно сформировалась композиция, раскрывающая идею спасения человеческого рода, — «Сошествие во Ад». Литературная основа ее сложна: это новозаветные и ветхозаветные тексты, сочинения Святых Отцов, повлиявшие на службу праздника, а также апокрифическое Евангелие от Никодима. Согласно этим источникам Господь после крестной жертвы спустился в ад и вывел оттуда прародителей Адама и Еву со всеми праведниками.

На византийских и древнерусских иконах никогда не изображался сам момент Воскресения. Для его иллюстрации использовали композицию «Сошествие во Ад», которая имела двойное название «Сошествие во Ад — Воскресение Христово». Со второй половины XVII века для создания образа Воскресения Христова получил распространение и другой сюжет, заимствованный русскими иконописцами у западноевропейских гравюр: Христос выходит из гроба со знаменем победы в руках. Из соединения этого сюжета с традиционным возникла оригинальная композиция. События в ней показаны последовательно и обогащены новыми эпизодами и героями, такими как спящие воины, благочестивый разбойник Рах, жены-мироносицы.

На иконе из музейного собрания — именно этот вариант сюжета о Воскресении Христа. Композиция традиционно диагональная: Христос помещен в центр, по сторонам Адам и Ева в белом платье, праведники, праотцы, пророки. Лица их узнаваемы: Иоанн Предтеча, царь Давид, Соломон, пророк Давид, Моисей со скрижалями.

Лики написаны в «живоподобной» манере: они мягкие, теплые, осязаемые. Такая манера восходит к искусству царских иконописцев Оружейной палаты. Колорит построен на сочетании оттенков красного, зеленого, коричневого. Складки одежд исполнены в технике золотопробельного письма. Все сцены окружают волнистые горки — основные элементы пейзажа в иконописи, — обозначенные валунами. Видны редкие травы и небольшая сосенка. Наверху — Рай, огражденный стеной.
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Воскресение — Сошествие во Ад

Время создания
первая половина XVIII века
Размер
118x65 см
Техника
дерево, темпера
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%