На портрете из музейной коллекции изображен Николай Баснин — иркутский купец первой гильдии, почетный гражданин Иркутска. Род Басниных происходит из Холмогор Архангельской области, откуда в Сибирь еще в XVIII веке переселился дед Николая. В 1829 году Баснины обосновались в Иркутске. Их купеческая династия была хорошо известна не только в Сибири и на Урале, но и в приграничных Китае и Монголии и, конечно, в Москве и Петербурге. Баснины торговали мехом и сукном, из Китая в столицу привозили изысканные ткани, украшения, посуду и чай. Брат Николая Петр был известным иркутским живописцем, а сын Василий — знаменитым коллекционером, владельцем крупнейшей частной библиотеки в Сибири.
Традиционный по композиции портрет Николая Баснина исполнен в сдержанных тонах. Его внешний облик и одежда более соответствуют дворянскому сословию, чем купеческому.
На парном портрете изображена жена Николая Баснина Меланья, дочь крестьянина. Писательница Екатерина Авдеева-Полева вспоминала о заключении браков в Сибири: «Может быть, немного мест в России, где браки так беспристрастны. Со стороны родителей и самого жениха почитали главным, чтобы невеста была хороша собой и кроткого характера и чтоб семейство ее было известно с хорошей стороны.
Традиционный по композиции портрет Николая Баснина исполнен в сдержанных тонах. Его внешний облик и одежда более соответствуют дворянскому сословию, чем купеческому.
На парном портрете изображена жена Николая Баснина Меланья, дочь крестьянина. Писательница Екатерина Авдеева-Полева вспоминала о заключении браков в Сибири: «Может быть, немного мест в России, где браки так беспристрастны. Со стороны родителей и самого жениха почитали главным, чтобы невеста была хороша собой и кроткого характера и чтоб семейство ее было известно с хорошей стороны.
Обыкновенно говорили: «Лучше взять без приданого, да доброго роду». Спокойное выражение лица, полуулыбка, чуть тронувшая губы, создают впечатление, что Меланья Баснина была человеком уравновешенным и добрым. В ее наряде причудливо сочетаются элементы купеческого и дворянского стилей.
Михаил Васильев — один из немногих иркутских художников первой половины XIX века, чье имя дошло до нас. Он закончил Иркутское народное училище, в 1805–1819 годах преподавал рисование в мужской гимназии. Сохранившиеся портреты его кисти свидетельствуют о влиянии на художника сибирской иконописи.
На сегодняшний день известно более десяти работ Михаила Васильева. Четыре портрета с изображением иркутского купца Василия Баснина и членов его семейства хранятся в Государственном историческом музее Москвы. В Иркутском художественном музее представлено восемь портретов авторства живописца.
Михаил Васильев — один из немногих иркутских художников первой половины XIX века, чье имя дошло до нас. Он закончил Иркутское народное училище, в 1805–1819 годах преподавал рисование в мужской гимназии. Сохранившиеся портреты его кисти свидетельствуют о влиянии на художника сибирской иконописи.
На сегодняшний день известно более десяти работ Михаила Васильева. Четыре портрета с изображением иркутского купца Василия Баснина и членов его семейства хранятся в Государственном историческом музее Москвы. В Иркутском художественном музее представлено восемь портретов авторства живописца.