Лодка-волокуша, представленная в постоянной экспозиции Национального музея Карелии, изготовлена из дерева и конского волоса в XIX веке в Олонецкой губернии. Этнограф и писатель Владимир Даль так характеризовал такой тип судна:
Лодка волокуша
Время создания
1891–1910 годы
Место создания
село Нюхча, Беломорский район Республики Карелия
Размер
128x29x20 см
Техника
выбивка
Выставка
4
Открыть в приложении#1
Лодка волокуша
#2
#4
Кережа, кережка — лопарские оленьи и собачьи саночки, в виде лодочки, на одном широком полозу, иногда крытые. В Олонецкой губернии в непроезжих лесах и топях два человека впрягаются в кережку для провоза клади или полицейского чиновника.
#5
Самым распространенным видом упряжного транспорта у жителей современной территории Карелии были сани. Они возникли задолго до того, как карелы научились использовать в качестве тягловой силы лошадь. Это были небольшие санки (ручная нарта), предназначенные для перевозки грузов усилиями одного человека. У карел они назывались ахкиво. В финской этнографической литературе этот транспорт известен под названием «лопарские сани» или «лодки-волокуши». Карельские ахкиво были близки к лопарским традиционным однополозным саням — кережке, однако отличались меньшими размерами.
Ахкиво напоминали по форме лодочку. Основанием их служила толстая березовая доска, один конец которой загибался, как полоз в санях. К этой доске привязывались веревками или прутьями узкие доски-борта, веревки или прут пропускали через щели, специально выдолбленные в бортовых досках, каждый прут кончался петлей, через которую пропускали веревку. Так на каждом борту устраивалось по четыре петли, через которые пропускали веревку.
Борта саней оставались подвижными, и когда в ахкиво клали груз, то их стягивали веревкой поверх него. В более совершенных санках борта «пришивались» вицей или деревянными гвоздями, они уже не были подвижными, и их нельзя было стягивать. Вицей называли перекрученный древесный стволик или несколько скрученных вместе. Такие санки-лодки с грузом брали на охоту или рыбную ловлю, и мужчина, идя на лыжах, вез их за собой.
По мнению советского и российского ученого-этнографа Розы Никольской, с одной стороны, форма ахкиво напоминает лодку, а значит, наиболее ранним транспортом в северном крае была лодка, которую позднее стали приспосабливать и для перетаскивания тяжестей по снегу. С другой стороны, сходство ахкиво с лопарской кережкой может указывать на то, что карелы заимствовали этот вид транспорта у своих соседей.
Ахкиво напоминали по форме лодочку. Основанием их служила толстая березовая доска, один конец которой загибался, как полоз в санях. К этой доске привязывались веревками или прутьями узкие доски-борта, веревки или прут пропускали через щели, специально выдолбленные в бортовых досках, каждый прут кончался петлей, через которую пропускали веревку. Так на каждом борту устраивалось по четыре петли, через которые пропускали веревку.
Борта саней оставались подвижными, и когда в ахкиво клали груз, то их стягивали веревкой поверх него. В более совершенных санках борта «пришивались» вицей или деревянными гвоздями, они уже не были подвижными, и их нельзя было стягивать. Вицей называли перекрученный древесный стволик или несколько скрученных вместе. Такие санки-лодки с грузом брали на охоту или рыбную ловлю, и мужчина, идя на лыжах, вез их за собой.
По мнению советского и российского ученого-этнографа Розы Никольской, с одной стороны, форма ахкиво напоминает лодку, а значит, наиболее ранним транспортом в северном крае была лодка, которую позднее стали приспосабливать и для перетаскивания тяжестей по снегу. С другой стороны, сходство ахкиво с лопарской кережкой может указывать на то, что карелы заимствовали этот вид транспорта у своих соседей.
#3
Министерство культуры РФ
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Лодка волокуша
Время создания
1891–1910 годы
Место создания
село Нюхча, Беломорский район Республики Карелия
Размер
128x29x20 см
Техника
выбивка
Выставка
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться