Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Путешествие сквозь века»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Лодка волокуша

Время создания
1891–1910 годы
Место создания
село Нюхча, Беломорский район Республики Карелия
Размер
128x29x20 см
Техника
выбивка
3
Открыть в приложении
#1
Лодка волокуша
#2
Лодка-волокуша, представленная в постоянной экспозиции Национального музея Карелии, изготовлена из дерева и конского волоса в XIX веке в Олонецкой губернии. Этнограф и писатель Владимир Даль так характеризовал такой тип судна:
#4
Кережа, кережка — лопарские оленьи и собачьи саночки, в виде лодочки, на одном широком полозу, иногда крытые. В Олонецкой губернии в непроезжих лесах и топях два человека впрягаются в кережку для провоза клади или полицейского чиновника.
#5
Самым распространенным видом упряжного транспорта у жителей современной территории Карелии были сани. Они возникли задолго до того, как карелы научились использовать в качестве тягловой силы лошадь. Это были небольшие санки (ручная нарта), предназначенные для перевозки грузов усилиями одного человека. У карел они назывались ахкиво. В финской этнографической литературе этот транспорт известен под названием «лопарские сани» или «лодки-волокуши». Карельские ахкиво были близки к лопарским традиционным однополозным саням — кережке, однако отличались меньшими размерами.

Ахкиво напоминали по форме лодочку. Основанием их служила толстая березовая доска, один конец которой загибался, как полоз в санях. К этой доске привязывались веревками или прутьями узкие доски-борта, веревки или прут пропускали через щели, специально выдолбленные в бортовых досках, каждый прут кончался петлей, через которую пропускали веревку. Так на каждом борту устраивалось по четыре петли, через которые пропускали веревку.

Борта саней оставались подвижными, и когда в ахкиво клали груз, то их стягивали веревкой поверх него. В более совершенных санках борта «пришивались» вицей или деревянными гвоздями, они уже не были подвижными, и их нельзя было стягивать. Вицей называли перекрученный древесный стволик или несколько скрученных вместе. Такие санки-лодки с грузом брали на охоту или рыбную ловлю, и мужчина, идя на лыжах, вез их за собой.

По мнению советского и российского ученого-этнографа Розы Никольской, с одной стороны, форма ахкиво напоминает лодку, а значит, наиболее ранним транспортом в северном крае была лодка, которую позднее стали приспосабливать и для перетаскивания тяжестей по снегу. С другой стороны, сходство ахкиво с лопарской кережкой может указывать на то, что карелы заимствовали этот вид транспорта у своих соседей.
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Лодка волокуша

Время создания
1891–1910 годы
Место создания
село Нюхча, Беломорский район Республики Карелия
Размер
128x29x20 см
Техника
выбивка
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%