Этот меч случайно обнаружил житель поселка Шуя в 1997 году в основании печи в старом разрушенном доме. В том же году оружие передали в музей — оно представлено в разделе постоянной экспозиции «Северное порубежье. Карелия в эпоху Средневековья». Восстанавливали меч и сотрудники музея, и специалисты Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Грабаря в Москве.
Подобные находки совершали и археологи во время экспедиций в Прионежье. Возраст обнаруженных экспонатов — около тысячи лет. Это позволило ученым сделать вывод, что в эпоху викингов воинствующие племена не только освоили территории Юго-Восточного Приладожья, но и проникли гораздо севернее — к западному побережью Онежского озера.
Меч определили как оружие рейнского типа — по названию технологии рейнских мастеров-оружейников, чья продукция часто встречалась в конце первого тысячелетия нашей эры по всей Европе, в том числе в поселениях на берегу Балтийского моря. Восточные славяне в этот период продолжали свое движение на север, а для скандинавов с берегов Ладожского озера открывались пути к богатым южным городам и рынкам. В эпоху викингов — IX–XI века — возникло государство славян, скандинавов и финно-угорских племен. В «Повести временных лет» оно упомянуто как княжество, которое возглавил варяг Рюрик, со столицей в Ладоге, а затем в Новгороде.
Меч в те годы считался элитным оружием. Вес подобного меча не превышал 1,5 килограммов, длина его составляла 70 сантиметров. Клинок был двулезвийным — заостренным с двух сторон. Такие мечи носили состоятельные воины и богатые торговцы.
На Руси меч был постоянным оружием дружинника, в отличие от ополченца, которого вооружали только в случае войны. Меч как символ мужской доблести воспет в эпической поэме «Калевала», основанной на древних карельских рунах и преданиях. В Карелии обнаружено около десятка мечей периода раннего Средневековья, но все они дошли до нас в сломанном или согнутом виде. Это связано с распространенными в то время погребальными ритуалами. Исследователи выдвигают несколько предположений, почему оружие ломали, прежде чем положить его рядом с умершим. По одной из версий, душа вещи освобождалась через поломку. По другой — так усопший не смог бы причинить вреда живым. Меч в архангельской экспозиции — единственная находка, которая сохранилась целой, так как обнаружили ее не в погребении.
Подобные находки совершали и археологи во время экспедиций в Прионежье. Возраст обнаруженных экспонатов — около тысячи лет. Это позволило ученым сделать вывод, что в эпоху викингов воинствующие племена не только освоили территории Юго-Восточного Приладожья, но и проникли гораздо севернее — к западному побережью Онежского озера.
Меч определили как оружие рейнского типа — по названию технологии рейнских мастеров-оружейников, чья продукция часто встречалась в конце первого тысячелетия нашей эры по всей Европе, в том числе в поселениях на берегу Балтийского моря. Восточные славяне в этот период продолжали свое движение на север, а для скандинавов с берегов Ладожского озера открывались пути к богатым южным городам и рынкам. В эпоху викингов — IX–XI века — возникло государство славян, скандинавов и финно-угорских племен. В «Повести временных лет» оно упомянуто как княжество, которое возглавил варяг Рюрик, со столицей в Ладоге, а затем в Новгороде.
Меч в те годы считался элитным оружием. Вес подобного меча не превышал 1,5 килограммов, длина его составляла 70 сантиметров. Клинок был двулезвийным — заостренным с двух сторон. Такие мечи носили состоятельные воины и богатые торговцы.
На Руси меч был постоянным оружием дружинника, в отличие от ополченца, которого вооружали только в случае войны. Меч как символ мужской доблести воспет в эпической поэме «Калевала», основанной на древних карельских рунах и преданиях. В Карелии обнаружено около десятка мечей периода раннего Средневековья, но все они дошли до нас в сломанном или согнутом виде. Это связано с распространенными в то время погребальными ритуалами. Исследователи выдвигают несколько предположений, почему оружие ломали, прежде чем положить его рядом с умершим. По одной из версий, душа вещи освобождалась через поломку. По другой — так усопший не смог бы причинить вреда живым. Меч в архангельской экспозиции — единственная находка, которая сохранилась целой, так как обнаружили ее не в погребении.