Кокошник — праздничный головной убор женщин Русского Севера рубежа ХVIII–ХIХ веков. Подобный тип кокошника характерен для Каргопольского уезда Олонецкой губернии — сейчас это территория Архангельской области. Все типы каргопольских кокошников похожи друг на друга. Чаще всего они представляют собой облегающую твердую шапочку. Лобная часть слегка выступает вперед, а на лицо спускается ажурная плетенка — поднизь. Несмотря на единую форму, эти головные уборы отличаются стилистикой оформления. Например, в центральных волостях Каргополья кроме перламутровых плашек, которые можно встретить в женских уборах соседей, использовали речной жемчуг и белый бисер. Отделывали уборы и позументом — тесьмой, вытканной с использованием металлических нитей.
Кокошник из Национального музея Республики Карелия тоже выполнен на твердой основе. Основная часть убора сшита из золотного галуна. Галунами называли плетеные изделия из шелковых или металлизированных нитей под золото. Такие кокошники надевали на праздники.
Центр очелья — части, которая прикрывает лоб, — орнаментирован белыми перламутровыми плашками, выложенными в круглую розетку. В затылочной части прямоугольный щиток расшит крученой золотной металлической нитью. Лопасти, которые прикрывают уши, называли паушами — они декорированы речным белым жемчугом, белым бисером и перламутром. Орнаменты на них напоминают височные украшения — монеты или композиции из бусин, которые с древних времен использовали женщины на Руси.
В зале «Северная кадриль» представлены праздничные наряды коренного населения Карелии — карелов и русских. Это девичья, женская и мужская одежда, которую доставали из сундуков в дни больших праздников, в том числе и на свадьбу.
Жемчуг для украшения кокошников добывали из раковин пресноводной жемчужницы здесь же, в реках европейского Севера. В основе молодой жемчужины — песчинка, попавшая внутрь раковины моллюска. Жемчужница долгое время обволакивала песчинку слоями перламутра. Размеры речного жемчуга колебались от мелких зерен до горошин диаметром 10–14 миллиметров. Ловцы жемчуга поднимали раковины со дна рек с помощью плотов и деревянных щипцов. Крупный жемчуг скупали торговцы и перепродавали его в столице, а мелкий использовали крестьянки при изготовлении праздничных головных уборов. Обильным жемчужным декором славились именно каргопольские кокошники.
Кокошник из Национального музея Республики Карелия тоже выполнен на твердой основе. Основная часть убора сшита из золотного галуна. Галунами называли плетеные изделия из шелковых или металлизированных нитей под золото. Такие кокошники надевали на праздники.
Центр очелья — части, которая прикрывает лоб, — орнаментирован белыми перламутровыми плашками, выложенными в круглую розетку. В затылочной части прямоугольный щиток расшит крученой золотной металлической нитью. Лопасти, которые прикрывают уши, называли паушами — они декорированы речным белым жемчугом, белым бисером и перламутром. Орнаменты на них напоминают височные украшения — монеты или композиции из бусин, которые с древних времен использовали женщины на Руси.
В зале «Северная кадриль» представлены праздничные наряды коренного населения Карелии — карелов и русских. Это девичья, женская и мужская одежда, которую доставали из сундуков в дни больших праздников, в том числе и на свадьбу.
Жемчуг для украшения кокошников добывали из раковин пресноводной жемчужницы здесь же, в реках европейского Севера. В основе молодой жемчужины — песчинка, попавшая внутрь раковины моллюска. Жемчужница долгое время обволакивала песчинку слоями перламутра. Размеры речного жемчуга колебались от мелких зерен до горошин диаметром 10–14 миллиметров. Ловцы жемчуга поднимали раковины со дна рек с помощью плотов и деревянных щипцов. Крупный жемчуг скупали торговцы и перепродавали его в столице, а мелкий использовали крестьянки при изготовлении праздничных головных уборов. Обильным жемчужным декором славились именно каргопольские кокошники.