Миниатюрная бальная книжка была популярным дамским аксессуаром. В ней модницы записывали приглашения, время встречи, номера танцев, имена кавалеров и многое другое. Такую бальную книжечку называли «карнэ», от французского carnet de bal (карнэ дэ бал).
Если на короткие танцы пригласить даму можно было на самом вечере, то о кадрили, мазурке и котильоне кавалер должен был договориться заранее. Поэтому и мужчины, и женщины вели специальные записи, чтобы не забыть о своих обещаниях, в карнэ: расписывали по порядку все танцы, которые им предстояли на балу.
Карнэ помогали избежать неловких ситуаций, что было очень важно для репутации дамы. Если девушка путала кавалеров, на балу мог разразиться настоящий скандал, за который могли поплатиться карьерой и статусом ее ближайшие родственники. Молодые дамы считали бальную книжечку списком своих любовных побед: считалось, что молодые люди приглашали танцевать только тех барышень, к которым испытывали симпатию. Если по какой-либо причине дама отказывала кавалеру, она должна была пропустить этот танец: считалось неприличным сразу же после отказа принимать приглашение другого мужчины.
Обложку бальных книжечек обязательно украшали драгоценными камнями, перламутром, золотой монограммой. Внутри карнэ было несколько тонких табличек, чаще всего из слоновой кости или перламутра. На них писали грифельным карандашом, который с помощью цепочки и колечка прикрепляли к поясу бального платья. Текст с пластинок стирали резинкой или влажной тряпочкой. Костяные книжки могли служить очень долго. Иногда внутрь карнэ помещали и бумажные листочки, а благодаря твердой металлической обложке они не мялись. В начале XX века вместо карне стали использовать обычные блокноты, количество листов в которых соответствовало числу танцев на балу.
Представленная в экспозиции карнэ выполнена в виде изящной миниатюрной плоской коробочки на круглых ножках внизу. С обеих сторон книжечка украшена чеканкой. В круглой рамке, окантованной гирляндой в форме подковы из листьев, изображен профиль девушки с волнистыми волосами и повязкой на лбу.
Если на короткие танцы пригласить даму можно было на самом вечере, то о кадрили, мазурке и котильоне кавалер должен был договориться заранее. Поэтому и мужчины, и женщины вели специальные записи, чтобы не забыть о своих обещаниях, в карнэ: расписывали по порядку все танцы, которые им предстояли на балу.
Карнэ помогали избежать неловких ситуаций, что было очень важно для репутации дамы. Если девушка путала кавалеров, на балу мог разразиться настоящий скандал, за который могли поплатиться карьерой и статусом ее ближайшие родственники. Молодые дамы считали бальную книжечку списком своих любовных побед: считалось, что молодые люди приглашали танцевать только тех барышень, к которым испытывали симпатию. Если по какой-либо причине дама отказывала кавалеру, она должна была пропустить этот танец: считалось неприличным сразу же после отказа принимать приглашение другого мужчины.
Обложку бальных книжечек обязательно украшали драгоценными камнями, перламутром, золотой монограммой. Внутри карнэ было несколько тонких табличек, чаще всего из слоновой кости или перламутра. На них писали грифельным карандашом, который с помощью цепочки и колечка прикрепляли к поясу бального платья. Текст с пластинок стирали резинкой или влажной тряпочкой. Костяные книжки могли служить очень долго. Иногда внутрь карнэ помещали и бумажные листочки, а благодаря твердой металлической обложке они не мялись. В начале XX века вместо карне стали использовать обычные блокноты, количество листов в которых соответствовало числу танцев на балу.
Представленная в экспозиции карнэ выполнена в виде изящной миниатюрной плоской коробочки на круглых ножках внизу. С обеих сторон книжечка украшена чеканкой. В круглой рамке, окантованной гирляндой в форме подковы из листьев, изображен профиль девушки с волнистыми волосами и повязкой на лбу.