Витраж «Амур» из коллекции Музея истории Дальнего Востока имени Владимира Арсеньева был создан художником-монументалистом и эмальером Николаем Михайловичем Вдовкиным для зональной выставки «Советский Дальний Восток», состоявшейся во Владивостоке в 1985 году.
После окончания в 1972 году Высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское), факультета интерьера и мебельного оборудования, Николай Михайлович Вдовкин приехал на Дальний Восток. Витраж «Амур», выполненный в технике слоеного стекла, — одно из самых значительных произведений, созданных художником в этот период.
Витраж состоит из 15 фрагментов, собранных в единое художественное произведение. В стилизованном виде изображена флора и фауна Дальнего Востока: склоны сопок, изгибы реки, камни, папоротники, раковины, чайки, рыбы. В конце 1970-х в изобразительном искусстве произошло формирование нового типа художественного мышления, ориентированного на осмысление пейзажа как среды пребывания человека. В понимании Николая Михайловича Амур — не столько конкретная река, сколько воплощение философской категории вечного движения, видоизменения, эволюции, одинаковой и для природы, и для человека. В витраже «Амур» воплощен образ природы как дома человека, в котором он ощущает себя частью единого организма. Не случайно Амур изображен антропоморфным.
При подготовке витража были
проработаны и изучены отечественные стекла, имевшие разный цвет
в торце: витринные вытяжные стекла — зеленый, витринные
«шлифованные» — синий и голубой, витринные (6 миллиметров) —
совершенно прозрачный белый, обычные оконные (3-5 миллиметров) стекла были
разных оттенков. Новым было и то, как конструктивно витраж был скомпонован
и изготавливался. В заграничных аналогах того времени фоны забивались
«мостовым» бетоном. Николай Михайлович Вдовкин использовал компаунд
на песке, что обеспечивало прочность конструкции. Бесспорное достоинство
витража — его колористическое решение, основанное на контрастных
сочетаниях ярких цветов, что было принципиально в ситуации сдержанной
цветовой палитры советского периода: калейдоскоп цветов «Амура» очень выигрышно
смотрится на просвет.