В художественном собрании Национального художественного музея Республики Саха представлена картина Йоста Корнелиса Дрохслота «Виноделие». Не исключено, что картина когда-то была частью живописного цикла, рассказывающего о временах года, и сюжет сбора винограда олицетворяет осень.
Действие происходит в теплый осенний день. С холмов открывается идиллический вид на дальний берег с домами и колокольней, на горизонте видны голубые горы. Композиция многофигурная с разными жанровыми сценками, холст необычного размера, вытянут по горизонтали. Судя по нестандартному формату картины, полотно предназначалось для определенного места.
В картине, как и подобает произведению искусства XVII века, много символики, которая передает истинный смысл происходящего при помощи предметов и образов. Слева на первом плане изображены сидящие за бочкой два молодых франтоватых кавалера — хозяева плантации, вернувшиеся с охоты и дегустирующие вино. На земле рядом с ними — ружье с добытым зайцем и сидящие собаки. Собака — символ верности, но в данном контексте это намек на порочность из-за неразборчивости в выборе партнеров. Женщина в белом чепце и с кувшином вина касается рукой плеча мужчины в зеленом кафтане, приглашая его с собой в дом, но поза молодого человека, курящего трубку, говорит об отказе. Неподалеку стоит крестьянин, опирающийся на палку, внимательно наблюдающий за происходящим и указывающий женщине недвусмысленным жестом на сидящего человека с поднятым бокалом и стеклянной круглой бутылкой с высоким горлышком. Мимо идет старичок с корзиной за плечами, полной винограда. Курительная трубка — символ минутных земных наслаждений, с ее помощью не только курили, но и выдували мыльные пузыри — напоминание о быстротекущей человеческой жизни и неожиданности смерти. Стеклянный бокал и бутыль с вином хрупкие, как сама человеческая жизнь.
Кроме того, художник предельно реалистично передает эту сценку,
конструкцию старинного пресса, процесс изготовления вина, от его сбора до
конечного результата. Наиболее интересны изображенные на переднем плане
бондарь, сосредоточенно забивающий обручи в бочку, женщина, кормящая
ребенка (видимо, его жена), юноша, сливающий шлангом вино из бочки
в медную посудину. На земле лежат обручи и инструмент бондаря.
Картина полна тонких психологических нюансов, знаков и символов, предметов
быта и окружающей действительности.