Творческое наследие Николая Васильевича Шувалова (1929–1984) насчитывает более 1000 произведений, которые нашли свое место в музейных и частных коллекциях. Литературный критик Игорь Александрович Дедков отмечал:
Буги-вуги. Танец
Он держал себя, писал, говорил свободнее других, — еще тогда, в шестидесятые, — и этим привлекал к себе многих и разных.
Николай Васильевич родился в Костроме и прожил в ней всю жизнь. Он учился в Костромском художественном училище (1946–1949), Московском институте прикладного и декоративного искусства (1949–1953), Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной (1954). Преподавал в Костромском художественном училище (1954–1957) и в 1968 году стал членом Союза художников.
Уже на последних курсах института начались поиски своего художественного языка, которые шли прежде всего в области формы. Сам Николай Шувалов говорил:Есть художники многих тем, какой-то одержимой жадности к новому, неиспытанному — к ним, возможно, принадлежу и я.
Костромской мастер и его творческая деятельность находились в постоянном конфликте с идеологами официального искусства. Ему приходилось бороться за возможность думать и писать по-своему, спорить с воинствующей посредственностью. Его талант вошел в открытое противоборство с нормами и стандартами, которые культивировались в среде официального Союза художников.
Коллеги обвиняли его в бунте и сумасшествии. Такова была атмосфера 1950-х годов, в которой ему, чуждому компромиссам, приходилось отстаивать свою точку зрения. Неслучайно он стал неофициальным лидером, эталоном честности и верности идеалам искусства для целого поколения молодых костромских художников.
Графическая композиция «Буги-вуги. Танец» была создана именно в 1950-е годы. Здесь художник использовал гротеск, экспрессивную стилизацию. В произведении Николай Васильевич обратился к стилягам — молодежной субкультуре, которая распространялась в крупных городах СССР начиная со второй половины 1940-х.
Эта субкультура явилась своеобразным стихийным протестом против навязываемых стереотипов поведения. Стиляги с их интересом к западной поп-культуре стали мишенью партийно-комсомольских функционеров. Карикатуры и статьи в прессе не только высмеивали их, но и показывали стиляг в качестве потенциальных врагов советской власти.Буги-вуги. Танец
