В коллекции Национального художественного музея Республики Саха представлена гравюра «Горный перевал в Косю» из серии «Тридцать шесть видов Фудзи» (9-й лист), выполненная в стилистике укиё-э («плывущий мир») прославленным мастером Кацусикой Хокусаем.
В центре сюжета изображены маленькие путники, медленно идущие через горный перевал. Вдалеке синеет конус священной горы Фудзи, на которой видны пятна оставшегося снега. Контуры изображений прорисованы синим цветом. Композиция гравюры — это гармоничное сочетание стиля традиционной японской гравюры и западной техники перспективы.
Кацусика Хокусай (1760–1849) — великий японский художник укиё-э, рисовальщик, иллюстратор, гравер периода Эдо, завершающего периода японской ксилографии. Мастер прожил долгую жизнь, постоянно менял место жительства и псевдоним, был дважды женат. Кацусика Хокусай обладал огромной работоспособностью и оставил после себя до 30 000 гравюр, эскизов, живописных произведений, иллюстраций, подписанных разными именами. С 1796 года художник стал использовать ставший впоследствии широко известным псевдоним Хокусай. Талант его чрезвычайно многогранен. Он был не только художником, но и прозаиком, поэтом, широко образованным человеком, глубоко изучил древнюю культуру Китая и Японии, был знаком с европейской гравюрой, методами европейского искусства и многими научными достижениями своего времени. Работал в разных стилях, использовал европейскую перспективу, создал множество новых приемов в композиции.
Самая знаменитая серия художника — «36 видов Фудзи». Первые наброски к этой серии Хокусай начал делать в 1830 году. В предисловии к своей книге «100 видов на гору Фудзи» он писал, что ничто из созданного им за предшествующие 70 лет не может сравниться с ними. Изначально планировалось издать 36 гравюр, но уже в конце 1830 года издательство сообщило о планах выпуска более чем 100 новых видов горы Фудзи. Однако свет увидели только десять гравюр, поэтому серия состоит всего из 46 листов.
Кацусика Хокусай ввел в свои гравюры прославленную гору как
непременную участницу событий каждодневной жизни японского народа, поэтому
в этой серии гравюр он изобразил не просто пейзаж с горой Фудзи, он
внедрил в пейзаж человека. В истории японского пейзажа серия «36 видов
Фудзи» стала вершиной художественного мастерства.