В экспозиции Национального художественного музея Республики Саха представлен тройной портрет короля Англии Карла I, написанный неизвестным художником по оригиналу Антониса ван Дейка.
Антонис ван Дейк начал писать портрет Карла I во второй половине 1635 года, когда король был в самом расцвете сил. Художнику был заказан портрет короля для итальянского скульптора Лоренцо Бернини, чтобы тот вылепил его бюст, поэтому художник так тщательно прописал черты лица монарха с разных ракурсов. Художник почерпнул идею портрета в трех ракурсах у венецианца Лоренцо Лотто: его «Портрет мужчины в трех ракурсах» демонстрировался в Королевском собрании. Тройной портрет Карла I — поясной, король изображен в профиль, анфас и в три четверти. Каждая фигура короля облачена в камзол разного цвета, но с большим белым кружевным воротником тончайшей работы. Слева король написан в профиль. На нем черный костюм. Левой рукой он придерживает атласную ленту с висящим на ней орденом Малого Георгия. В центре мы видим короля в анфас: на Карле красный камзол с тем же орденом на синей ленте. Справа изображение в три четверти при повороте вправо, правой рукой король удерживает коричневато-лиловый плащ, на мочке — каплевидная жемчужная сережка, модный аксессуар того времени.
Карл был королем Англии, Шотландии и Ирландии с 1625 года. По нраву король был меланхоличным, любил искусство. Он обладал приятной внешностью и утонченными манерами, в то же время король был человеком весьма серьезным. Художник написал его портрет с помощью цвета, света и формы, верно передал характер и аристократичную наружность монарха. Глаза короля на картине полны затаенной печали, как будто там, за дымкой времени, он предвидит восстание, тень Кромвеля и свою смерть на эшафоте.
Антонис ван Дейк — фламандский живописец, родился в Антверпене
22 марта 1599 года в семье богатого торговца тканями Франсуа ван
Дейка. Отец, разглядев художественный талант сына, отдал его на обучение
к Хендрику ван Балену. В 14 лет Антонис получил в подарок от отца
средства на открытие мастерской. В 18 лет он был принят
в гильдию Святого Луки. В 1627 году ван Дейк был приглашен
художником при дворе испанской инфанты Изабеллы Клары Евгении.
С 1632 года он работал у короля Карла I, где образовал
английскую портретную школу живописи и новый стиль, в котором
на первый план выходили не богатые интерьеры, а сам человек
в роскошном костюме, изображенный на нейтральном фоне. Последователи
ван Дейка ставили во главу угла индивидуальность портретируемого
и благородство его внешности.