В коллекции Национального художественного музея Республики Саха представлена картина кисти Франческо ди Кристофано Биджи «Мадонна у колодца».
Работа представляет типичную для эпохи Возрождения пирамидальную композицию на фоне гористой местности. Фигуры даны крупным планом в ракурсе снизу вверх. Мадонна в красном платье и синей накидке держит на руках Младенца Христа. Художник использует диагонали, чтобы придать изображению больше динамичности: маленький Иисус обнимает шею матери и, резвясь, пытается спуститься с колен Марии. Слева мальчик Иоанн с крестом, протягивающий мадонне ленту, на которой видны латинские буквы СС. Хорошо передана пейзажная атмосфера. Изображен летний сияющий день, на фоне голубого неба с легкими облаками четко читается фигура грациозной Марии в красном хитоне и синей накидке. Полотно отличается тонкими переходами от света к тени, особенно на дальнем плане. Художник искусно создает перспективу в пейзаже: в самой глубине картины протянулись голубые горы, слева мы видим колодец на фоне руин, справа — строение и дорогу, на которой видна фигурка одинокого путника. Пути и дороги символизируют непрекращающееся движение жизни. Передний план прописан насыщенным коричневато-оливковым цветом.
Представитель Высокого Возрождения Франческо ди Кристофано из-за
своего характера был прозван современниками Франчабиджо, что значит серый,
мрачный Франча. Франчабиджо родился во Флоренции в семье ткача
30 января 1482 или 1483 года. Учился он у Мариотто Альбертинелли
(1474–1515), однако большое влияние на художника оказал Рафаэль. Франча
долгое время делил мастерскую с Андреа дель Сарто, с которым
впоследствии открыл студию. Соревнуясь и влияя друг на друга, они
во многом обогатили живописное искусство своего времени.
По свидетельству Джорджо Вазари, Франча любил жить в одиночестве
и по этой причине так и не женился. В прошлом многие
из известных картин мастера приписывались его современнику Рафаэлю
(1483–1520). Работал главным образом во Флоренции, также испытал влияние
Леонардо и Микеланджело. Франча постоянно совершенствовал свои навыки
в работе с перспективой и уже в молодости почитался во Флоренции как
большой мастер своего дела.