«Ленин в Горках» — портрет кисти уральского художника Геннадия Гаева, написанный в 1971 году.
Социалистический реализм в советском искусстве был неразрывно связан с темами революции. Особое место в историко-революционном жанре занимал, конечно, образ вождя — Владимира Ильича Ленина. Уральские живописцы тоже были вовлечены в процесс создания таких работ, писали и художественно значимые, и «проходные» работы по случаю государственных праздников.
В 1970-х годах уральская изобразительная «лениниана» продолжала пополняться, и перед нами один из ее примеров. Геннадий Гаев не раз искренне обращался к мотивам Великой Октябрьской революции и образу ее идейного вдохновителя. Недаром его работы, среди прочих музейных собраний, находятся в коллекции Музея революции в Москве (ныне Музей современной истории России).
Согласно одной из принятых живописных схем жанра, на полотне идеолог и основатель советского государства изображен за работой. Ленин занят телефонными переговорами в некоем помещении усадьбы Горки, ныне входящей в комплекс Государственного исторического музея-заповедника «Горки Ленинские».
Среднепоместная усадьба в Московской области была известна каждому советскому человеку, потому что в 1921–1924 годах здесь жил Владимир Ильич. По этой же причине она избежала разорения и уничтожения, которым подверглись многие «дворянские гнезда». В советское время усадьбу миновали не только внешние изменения, но и внутренние. Последний раз усадьбу перестраивал знаменитый архитектор Фёдор Шехтель в начале XX века, с тех пор ее не трогали. Это одно из немногих поместий России, в котором сохранились интерьеры зданий, убранство и артефакты.
Художник воспроизводит обстановку рабочего кабинета со стульями в красных полосатых чехлах и настенными телефонными аппаратами. Наличие телефона сыграло не последнюю роль в выборе Горок в качестве резиденции Ленина. Из усадьбы можно было отправлять телеграммы и звонить, хотя качество связи было плохое. Телефонная комната со старыми аппаратами фирмы «Л.М. Эриксон и Ко» сохранилась в нынешней усадьбе-музее в неприкосновенности.
В интерьере этой комнаты Геннадий Гаев и изобразил Ленина. Рука вождя на перевязи напоминает о его ранении в августе 1918 года. В Горках Владимир Ильич восстанавливал здоровье после ранения.
Со временем Ленин все чаще стал бывать в Горках, пока не переехал в усадьбу окончательно. Там он и скончался 21 января 1924 года.
Социалистический реализм в советском искусстве был неразрывно связан с темами революции. Особое место в историко-революционном жанре занимал, конечно, образ вождя — Владимира Ильича Ленина. Уральские живописцы тоже были вовлечены в процесс создания таких работ, писали и художественно значимые, и «проходные» работы по случаю государственных праздников.
В 1970-х годах уральская изобразительная «лениниана» продолжала пополняться, и перед нами один из ее примеров. Геннадий Гаев не раз искренне обращался к мотивам Великой Октябрьской революции и образу ее идейного вдохновителя. Недаром его работы, среди прочих музейных собраний, находятся в коллекции Музея революции в Москве (ныне Музей современной истории России).
Согласно одной из принятых живописных схем жанра, на полотне идеолог и основатель советского государства изображен за работой. Ленин занят телефонными переговорами в некоем помещении усадьбы Горки, ныне входящей в комплекс Государственного исторического музея-заповедника «Горки Ленинские».
Среднепоместная усадьба в Московской области была известна каждому советскому человеку, потому что в 1921–1924 годах здесь жил Владимир Ильич. По этой же причине она избежала разорения и уничтожения, которым подверглись многие «дворянские гнезда». В советское время усадьбу миновали не только внешние изменения, но и внутренние. Последний раз усадьбу перестраивал знаменитый архитектор Фёдор Шехтель в начале XX века, с тех пор ее не трогали. Это одно из немногих поместий России, в котором сохранились интерьеры зданий, убранство и артефакты.
Художник воспроизводит обстановку рабочего кабинета со стульями в красных полосатых чехлах и настенными телефонными аппаратами. Наличие телефона сыграло не последнюю роль в выборе Горок в качестве резиденции Ленина. Из усадьбы можно было отправлять телеграммы и звонить, хотя качество связи было плохое. Телефонная комната со старыми аппаратами фирмы «Л.М. Эриксон и Ко» сохранилась в нынешней усадьбе-музее в неприкосновенности.
В интерьере этой комнаты Геннадий Гаев и изобразил Ленина. Рука вождя на перевязи напоминает о его ранении в августе 1918 года. В Горках Владимир Ильич восстанавливал здоровье после ранения.
Со временем Ленин все чаще стал бывать в Горках, пока не переехал в усадьбу окончательно. Там он и скончался 21 января 1924 года.