В фондах музея хранится настенная вешалка для полотенец, обильно расшитая в технике золотого шитья, — традиционный предмет интерьера адыгейского дома.
Золотошвейное искусство адыгов — одно из древних ремесел на Западном Кавказе. Оно отличается гармоничным сочетанием вышивки с галунами и басонными изделиями из золотых и серебряных нитей. Такое искусство было под силу только богатым. Умение вышивать золотыми и серебряными нитями, ткачество и плетение считались обязательными для адыгских девушек из знатных семей, учиться этому они начинали с самого раннего детства. Иногда для постижения всех тонкостей и секретов золотошвейного искусства девочек отдавали в семьи, где жила искусная мастерица. Они освобождались от домашней работы, так как техника золотого шитья требовала усидчивости и терпеливости. Перед началом работы девушки обрабатывали пальцы рук специальными маслами, чтобы огрубевшая кожа не повредила тончайшую золотую или серебряную нить и не испортила вышивку. Золотом и серебром девушки расшивали одежду, колчаны для стрел, седла, кисеты, мешочки для пуль, сумочки для рукоделия, веера. Девичьи комнаты всегда были украшены богаче. Основным декором комнат были созданные вручную подчасники, вешалки для полотенец, футляры для ножниц и другие вещи городского быта.
Вешалка для полотенца, представленная в экспозиции, была изготовлена в ауле Хатажукай в XIX веке. Она была сшита вручную и украшена традиционным адыгским золотым шитьем. Для ее изготовления картонную основу обтянули светло-коричневым бархатом и богато декорировали.
В основе орнамента вешалки для полотенца были использованы узоры в виде цветов, спиралей, бараньих рогов и побегов с лепестками. Все элементы орнамента имели определенное смысловое значение и были связаны с культовыми обрядами. Например, древний орнаментальный элемент «бараньи рога» происходит от существовавшего в древности культа барана. Его приносили в жертву, а потом на очаг клали бараньи рога, так как они считались символом изобилия и оберегом. Используя растительный орнамент, мастерицы проявляли любовь и уважение к щедрой природе своего края. Вешалка имеет трапециевидную форму с согнутыми коронообразными верхними краями. Каждый край украшен шариком, оплетенным золотой тесьмой — басонным изделием.
Золотошвейное искусство адыгов — одно из древних ремесел на Западном Кавказе. Оно отличается гармоничным сочетанием вышивки с галунами и басонными изделиями из золотых и серебряных нитей. Такое искусство было под силу только богатым. Умение вышивать золотыми и серебряными нитями, ткачество и плетение считались обязательными для адыгских девушек из знатных семей, учиться этому они начинали с самого раннего детства. Иногда для постижения всех тонкостей и секретов золотошвейного искусства девочек отдавали в семьи, где жила искусная мастерица. Они освобождались от домашней работы, так как техника золотого шитья требовала усидчивости и терпеливости. Перед началом работы девушки обрабатывали пальцы рук специальными маслами, чтобы огрубевшая кожа не повредила тончайшую золотую или серебряную нить и не испортила вышивку. Золотом и серебром девушки расшивали одежду, колчаны для стрел, седла, кисеты, мешочки для пуль, сумочки для рукоделия, веера. Девичьи комнаты всегда были украшены богаче. Основным декором комнат были созданные вручную подчасники, вешалки для полотенец, футляры для ножниц и другие вещи городского быта.
Вешалка для полотенца, представленная в экспозиции, была изготовлена в ауле Хатажукай в XIX веке. Она была сшита вручную и украшена традиционным адыгским золотым шитьем. Для ее изготовления картонную основу обтянули светло-коричневым бархатом и богато декорировали.
В основе орнамента вешалки для полотенца были использованы узоры в виде цветов, спиралей, бараньих рогов и побегов с лепестками. Все элементы орнамента имели определенное смысловое значение и были связаны с культовыми обрядами. Например, древний орнаментальный элемент «бараньи рога» происходит от существовавшего в древности культа барана. Его приносили в жертву, а потом на очаг клали бараньи рога, так как они считались символом изобилия и оберегом. Используя растительный орнамент, мастерицы проявляли любовь и уважение к щедрой природе своего края. Вешалка имеет трапециевидную форму с согнутыми коронообразными верхними краями. Каждый край украшен шариком, оплетенным золотой тесьмой — басонным изделием.