Традиционные адыгские веера по своему внешнему виду значительно отличаются от складных европейских вееров и скорее напоминают флажок прямоугольной формы, который по-адыгски называется «жьыф». В быту адыгов веер появился на рубеже XVIII–XIX веков, но он никогда не играл роль исключительно дамского аксессуара. Изначально веер использовали для раздувания очага. С древнейших времен в адыгских верованиях важное место занимал культ огня. Огонь воспринимали как живую сущность, почитали его как божество. Самым страшным проклятием считали фразу «Да потухнет огонь в твоем очаге», так как очаг был напрямую связан с благополучием обитателей дома. А веер, которым в нем раздували пламя, считали священным атрибутом.
Изначально веера изготавливались из соломы или сушеной болотной травы и обшивались бархатом. Позже их делали на жесткой картонной основе размером 25 на 30 сантиметров. Украшением вееру служила вышивка, выполненная серебряными или золотыми нитями, и бахрома, нашитая по краям. Все поле веера заполнял изысканный орнаментальный мотив.
Представленный в экспозиции бархатный веер украшен самым старинным и самым ценным видом золотого шитья — в прикреп. Работая в этой технике, мастерица обводила по трафарету контур узора на ткани, а вышивала его уже без каких-либо вспомогательных приспособлений. Такое шитье требовало ювелирной точности, высокой концентрации и долгого времени. Например, над кружком диаметром всего в несколько сантиметров девушка могла работать на протяжении нескольких недель. В сочетании с вышивкой веер украшен плетеной золотой тесьмой, которая имеет вид сложной цепочки. Такой золотой или серебряный шнур сначала использовали как отдельный элемент — женское шейное украшение, шнур для часов или револьвера. Его использовали и для изготовления шарика — пуговицы для верхушки женской адыгской шапочки.
Готовый веер крепили при помощи петель-ушек к резной деревянной ручке, вокруг которой он вращался. В жару таким веером могли обмахиваться только старшие члены семьи. Иногда веер использовали, чтобы ухаживать за больными, или размещали на перекладине детской люльки, и, когда кроватку качали, веер создавал приятную прохладу. По краю веера нашита бахрома из нитей, украшенных прозрачным бисером и черными бусинами.
Изначально веера изготавливались из соломы или сушеной болотной травы и обшивались бархатом. Позже их делали на жесткой картонной основе размером 25 на 30 сантиметров. Украшением вееру служила вышивка, выполненная серебряными или золотыми нитями, и бахрома, нашитая по краям. Все поле веера заполнял изысканный орнаментальный мотив.
Представленный в экспозиции бархатный веер украшен самым старинным и самым ценным видом золотого шитья — в прикреп. Работая в этой технике, мастерица обводила по трафарету контур узора на ткани, а вышивала его уже без каких-либо вспомогательных приспособлений. Такое шитье требовало ювелирной точности, высокой концентрации и долгого времени. Например, над кружком диаметром всего в несколько сантиметров девушка могла работать на протяжении нескольких недель. В сочетании с вышивкой веер украшен плетеной золотой тесьмой, которая имеет вид сложной цепочки. Такой золотой или серебряный шнур сначала использовали как отдельный элемент — женское шейное украшение, шнур для часов или револьвера. Его использовали и для изготовления шарика — пуговицы для верхушки женской адыгской шапочки.
Готовый веер крепили при помощи петель-ушек к резной деревянной ручке, вокруг которой он вращался. В жару таким веером могли обмахиваться только старшие члены семьи. Иногда веер использовали, чтобы ухаживать за больными, или размещали на перекладине детской люльки, и, когда кроватку качали, веер создавал приятную прохладу. По краю веера нашита бахрома из нитей, украшенных прозрачным бисером и черными бусинами.