Веретено — заостренная точеная палочка с утолщением посередине — одно из древнейших орудий ручного прядения. Вычесывая лен, коноплю или шерсть, получали волокна кудели. Их закрепляли на гребне прялки и постепенно вытягивали, накручивая на веретено. На веретене завязывали петлю (иногда для этого делали специальную «бородку»), чтобы нить не соскакивала.
Обычно веретена делали из березы: полено пилили поперек и потом кололи на части вдоль; заготовленные бруски в течение суток сушили на печке, а затем обтачивали стамеской. Производство было дешевым, и в день мастер мог изготовить до сотни штук.
Определяющими для мифологического образа веретена являются его функция (кручение и наматывание) и острота. Образ кручения как способа создания новой структуры отразился в народной лексике, например: крутить — «наряжать невесту», «обряжать покойника». В загадках через образ веретена загадываются категории времени: «Стоит дом в двенадцать окон, в каждом окне по четыре девицы, у каждой девицы по семь веретен, у каждого веретена разное имя. — Год, месяцы, недели, дни». Острота веретена обусловила применение его в народной медицине: больного троекратно кололи тремя веретенами в бок, прогоняя болезнь.
Жизнь женщины была связана с образом веретена с самого рождения. С помощью этого предмета обрезали пуповину новорожденной девочке; прялку с веретеном клали под колыбельку, чтобы полуночница с ним играла, а младенцу спать не мешала. В саму колыбель веретенышко прятали, чтобы дитя не подменила нечистая сила.
Прядение нити на веретене связывалось с идеями судьбы, доли, богатства. По тому, как девушка пряла лен, предсказывали ее будущее: туго и ровно свитые нити сулили достаток в замужестве. Другая примета предписывала, переходя из отчего дома в семью мужа, брать запряденные веретена — это сулило богатство. Взятые из дома новые пустые веретена грозили бедностью. Невесты сучили нити с приговорами — такие веретена и нити служили потом оберегами от дурного глаза.
На Великий четверг женщины крутили нитки на веретенах в обратную сторону и обвязывали ими поясницу, руки и ноги, чтобы те не болели.
Обычно веретена делали из березы: полено пилили поперек и потом кололи на части вдоль; заготовленные бруски в течение суток сушили на печке, а затем обтачивали стамеской. Производство было дешевым, и в день мастер мог изготовить до сотни штук.
Определяющими для мифологического образа веретена являются его функция (кручение и наматывание) и острота. Образ кручения как способа создания новой структуры отразился в народной лексике, например: крутить — «наряжать невесту», «обряжать покойника». В загадках через образ веретена загадываются категории времени: «Стоит дом в двенадцать окон, в каждом окне по четыре девицы, у каждой девицы по семь веретен, у каждого веретена разное имя. — Год, месяцы, недели, дни». Острота веретена обусловила применение его в народной медицине: больного троекратно кололи тремя веретенами в бок, прогоняя болезнь.
Жизнь женщины была связана с образом веретена с самого рождения. С помощью этого предмета обрезали пуповину новорожденной девочке; прялку с веретеном клали под колыбельку, чтобы полуночница с ним играла, а младенцу спать не мешала. В саму колыбель веретенышко прятали, чтобы дитя не подменила нечистая сила.
Прядение нити на веретене связывалось с идеями судьбы, доли, богатства. По тому, как девушка пряла лен, предсказывали ее будущее: туго и ровно свитые нити сулили достаток в замужестве. Другая примета предписывала, переходя из отчего дома в семью мужа, брать запряденные веретена — это сулило богатство. Взятые из дома новые пустые веретена грозили бедностью. Невесты сучили нити с приговорами — такие веретена и нити служили потом оберегами от дурного глаза.
На Великий четверг женщины крутили нитки на веретенах в обратную сторону и обвязывали ими поясницу, руки и ноги, чтобы те не болели.