Ложка — деревянная, металлическая или костяная емкость на черенке для зачерпывания жидкой и рассыпчатой пищи. До появления в XVII веке вилок она была единственным приспособлением для употребления пищи.
На Русском Севере ложки изготавливали вручную, при помощи топора и ножа-резака, снабжали плоским черенком и покрывали росписью и дарственными надписями.
Ложка как личная вещь человека обладает чрезвычайно богатой символикой, ее разнообразные знаковые функции проявлялись как в повседневной жизни, так и в обрядах.
Во время еды запрещалось стучать ложками («лукавый радуется»), класть их мостиком между столом и краем тарелки (чтобы в еду не пробралась нечистая сила), жевать с ложкой в руке (зачерпнув еды, ложку облизывали и опускали на стол до следующего зачерпывания), класть на стол лишнюю ложку («немытый или леший придет есть»). Девушки следили, чтобы через край ложки не текло, иначе муж будет пьющим.
В родинном и крестинном обрядах ложка фигурировала по меньшей мере трижды. Пока жена рожала, мужу вручали ложку и тарелку с «кашей» из соли, перца, уксуса, горчицы, хрена и сахара, чтобы он разделил с роженицей ее муки. Во время крестин эту ложку клали на самую верхнюю полку в доме, чтобы ребенок «велик рос», или, с той же целью, подбрасывали вверх. Повитухе подносили миску с кашей, поверх которой клали ложку, в которую собирали деньги.
На вторую неделю после Пасхи проходил весенний обряд: женщины ели яичницу, а затем подбрасывали ложки вверх с приговором «Родись, лен, такой-то здоровый и высокий».
В свадебных обрядах ложки символически «замещали» молодых: их связывали черенками и, вместе со свадебным караваем и другими предметами утвари, зашивали в праздничную скатерть, которая расшивалась супругами после бани. Чтобы муж и жена не ссорились, им давали есть из одной ложки.
На поминках, когда умерший незримо продолжал присутствовать в доме, для него клали ложку черенком к красному углу, а иногда дарили деревянные ложки на память об усопшем.
Накануне Филипповского поста ложки оставляли на столе на ночь, а утром осматривали: того, чей прибор оказывался опрокинут на спину, ожидали смерть или какие-либо несчастья. Во время святочных гаданий в черпале ложки замораживали воду: лед, замерзший «ямкой», сулил могилу, ровная поверхность, особенно с пузырьками, — долгую жизнь и хороший год.
На Русском Севере ложки изготавливали вручную, при помощи топора и ножа-резака, снабжали плоским черенком и покрывали росписью и дарственными надписями.
Ложка как личная вещь человека обладает чрезвычайно богатой символикой, ее разнообразные знаковые функции проявлялись как в повседневной жизни, так и в обрядах.
Во время еды запрещалось стучать ложками («лукавый радуется»), класть их мостиком между столом и краем тарелки (чтобы в еду не пробралась нечистая сила), жевать с ложкой в руке (зачерпнув еды, ложку облизывали и опускали на стол до следующего зачерпывания), класть на стол лишнюю ложку («немытый или леший придет есть»). Девушки следили, чтобы через край ложки не текло, иначе муж будет пьющим.
В родинном и крестинном обрядах ложка фигурировала по меньшей мере трижды. Пока жена рожала, мужу вручали ложку и тарелку с «кашей» из соли, перца, уксуса, горчицы, хрена и сахара, чтобы он разделил с роженицей ее муки. Во время крестин эту ложку клали на самую верхнюю полку в доме, чтобы ребенок «велик рос», или, с той же целью, подбрасывали вверх. Повитухе подносили миску с кашей, поверх которой клали ложку, в которую собирали деньги.
На вторую неделю после Пасхи проходил весенний обряд: женщины ели яичницу, а затем подбрасывали ложки вверх с приговором «Родись, лен, такой-то здоровый и высокий».
В свадебных обрядах ложки символически «замещали» молодых: их связывали черенками и, вместе со свадебным караваем и другими предметами утвари, зашивали в праздничную скатерть, которая расшивалась супругами после бани. Чтобы муж и жена не ссорились, им давали есть из одной ложки.
На поминках, когда умерший незримо продолжал присутствовать в доме, для него клали ложку черенком к красному углу, а иногда дарили деревянные ложки на память об усопшем.
Накануне Филипповского поста ложки оставляли на столе на ночь, а утром осматривали: того, чей прибор оказывался опрокинут на спину, ожидали смерть или какие-либо несчастья. Во время святочных гаданий в черпале ложки замораживали воду: лед, замерзший «ямкой», сулил могилу, ровная поверхность, особенно с пузырьками, — долгую жизнь и хороший год.