Чаша (корец, судно) — деревянная, глиняная, металлическая утварь полусферической формы на невысоком поддоне для хранения, подачи и приема пищи и питья. Чаши входили в число обязательной домашней утвари крестьянской семьи.
В зависимости от назначения чаши различались. Так, чашу-поставец дополняли крышкой, которая служила второй полноценной емкостью. Распространены были чаши-тарелки с выточенными по центру солонками. Напитки принято было пить из чаш с ручкой — ковшей-коренцов.
В народном сознании чаша символизировала долю, достаток, здоровье и счастье. В соответствующей роли этот предмет утвари выступал в родинном и свадебном обрядах. В обряде «наведок роженицы» женщине подносили в чаше кашу с маслом «ребенку на зубок». Во время рукобитья большую чашу наполняли водкой и ставили на стол. Невеста и ее родственники должны были осушить сосуд в знак состоявшегося сговора.
На брачном пиру «князю и княгине» подавали чашу с молоком, желая, чтобы «дети были белы». По окончании трапезы чашу вместе с хлебом, солонкой, ложками и другим столовым добром зашивали в скатерть, которую молодые расшивали после бани.
В погребальном обряде в чашу наливали воду, чтобы установить посредничество между миром живых и мертвых. Когда человек умирал, близкие смотрели, колышется ли вода в сосуде: колыхание означало, что душа омылась от грехов. Если же хотели более точно узнать о постигшей усопшего загробной участи, обращались к колдуну: в качестве «зеркала» из мира иного он использовал также чашу с водой. Для «угощения» души усопшего сосуд с водой и хлеб с солью ставили на окно.
Посреднические свойства чаши проявились также в гаданиях, связанных с замужеством. В Святки девушки опускали в чашу с водой скорлупки орехов с маленькими свечками и замечали: чья скорлупка потонет или свечка будет гореть дольше других, та девушка замуж не выйдет, а чья свечка сгорит первой — первой и выйдет замуж.
Знахарки опускали в чашу с водой три уголька и медный образок и шептали заговор, а затем спрыскивали этой водой больного.
Считалось, что едят из чаши не только люди. После пасхальной обедни на стол ставили полную чашу, открывали окно и приглашали Мороз «кисель с молоком хлебать», чтобы год выдался плодородным. На новоселье в подполе оставляли угощение для домового: хлеб-соль и чашу водки.
В зависимости от назначения чаши различались. Так, чашу-поставец дополняли крышкой, которая служила второй полноценной емкостью. Распространены были чаши-тарелки с выточенными по центру солонками. Напитки принято было пить из чаш с ручкой — ковшей-коренцов.
В народном сознании чаша символизировала долю, достаток, здоровье и счастье. В соответствующей роли этот предмет утвари выступал в родинном и свадебном обрядах. В обряде «наведок роженицы» женщине подносили в чаше кашу с маслом «ребенку на зубок». Во время рукобитья большую чашу наполняли водкой и ставили на стол. Невеста и ее родственники должны были осушить сосуд в знак состоявшегося сговора.
На брачном пиру «князю и княгине» подавали чашу с молоком, желая, чтобы «дети были белы». По окончании трапезы чашу вместе с хлебом, солонкой, ложками и другим столовым добром зашивали в скатерть, которую молодые расшивали после бани.
В погребальном обряде в чашу наливали воду, чтобы установить посредничество между миром живых и мертвых. Когда человек умирал, близкие смотрели, колышется ли вода в сосуде: колыхание означало, что душа омылась от грехов. Если же хотели более точно узнать о постигшей усопшего загробной участи, обращались к колдуну: в качестве «зеркала» из мира иного он использовал также чашу с водой. Для «угощения» души усопшего сосуд с водой и хлеб с солью ставили на окно.
Посреднические свойства чаши проявились также в гаданиях, связанных с замужеством. В Святки девушки опускали в чашу с водой скорлупки орехов с маленькими свечками и замечали: чья скорлупка потонет или свечка будет гореть дольше других, та девушка замуж не выйдет, а чья свечка сгорит первой — первой и выйдет замуж.
Знахарки опускали в чашу с водой три уголька и медный образок и шептали заговор, а затем спрыскивали этой водой больного.
Считалось, что едят из чаши не только люди. После пасхальной обедни на стол ставили полную чашу, открывали окно и приглашали Мороз «кисель с молоком хлебать», чтобы год выдался плодородным. На новоселье в подполе оставляли угощение для домового: хлеб-соль и чашу водки.