Чум — это традиционное жилище северных кочевых народов, которое они используют тысячи лет. В переводе с ненецкого слово «чум» означает «очаг».
Главной в чуме всегда была женщина. Только она могла прикасаться к очагу в чуме, собирать и колоть дрова. Она разжигала огонь, говорила с ним, гадала по треску дров, дыму, силе и цвету пламени. Сам чум, его строительство и обустройство считались женским делом. В старину мужчины только присыпали снегом или землей подол чума, чтобы в жилище не было сквозняка и пыли, а также отвечали за сакральные предметы в доме.
Благодаря форме пирамиды чум был устойчив к сильным ветрам и метелям, а снег не задерживался на его крыше. Размер чума зависел от количества деревянных шестов, которые были его каркасом. Стены зимой обшивали полотнами из оленьих шкур — нюками, — которые аккуратно чистили, ремонтировали, постригали и берегли.
На один чум уходило до 70 оленьих шкур. Летом чум покрывали берестой, но с появлением современных материалов ее заменил брезент.
Место для чума выбирали в зависимости от рода занятий семьи: рыболовы останавливались на высоких берегах рек, а оленеводы искали хорошие пастбища. Выбор места зависел и от времени года: летом чум должен был хорошо обдуваться ветром, чтобы меньше досаждали насекомые, а зимой, напротив, быть под защитой густого леса.
Чум собирали и разбирали в течение часа, в нем не было лишних вещей — все имело утилитарное значение. В чуме редко ставили шкафы и кровати, люди спали на оленьих шкурах и в верхней одежде. Из мебели в чуме был только священный ларь с домашними идолами и маленький столик: их было легко перевозить. Для отопления в чуме разводили костер прямо на земле или снегу — дым выходил через небольшое отверстие наверху. От костра в чуме было очень дымно, и копоти добавлял сальник, который использовали для освещения дома. Сегодня источник тепла в чуме — стальная печка-буржуйка.
Для поддержания чистоты в чуме женщины использовали веник из перьев гагары. Это два крыла птицы, которые соединены вместе оплеткой из дерева. Они крепятся к деревянной рукоятке при помощи ивовой лозы.
Главной в чуме всегда была женщина. Только она могла прикасаться к очагу в чуме, собирать и колоть дрова. Она разжигала огонь, говорила с ним, гадала по треску дров, дыму, силе и цвету пламени. Сам чум, его строительство и обустройство считались женским делом. В старину мужчины только присыпали снегом или землей подол чума, чтобы в жилище не было сквозняка и пыли, а также отвечали за сакральные предметы в доме.
Благодаря форме пирамиды чум был устойчив к сильным ветрам и метелям, а снег не задерживался на его крыше. Размер чума зависел от количества деревянных шестов, которые были его каркасом. Стены зимой обшивали полотнами из оленьих шкур — нюками, — которые аккуратно чистили, ремонтировали, постригали и берегли.
На один чум уходило до 70 оленьих шкур. Летом чум покрывали берестой, но с появлением современных материалов ее заменил брезент.
Место для чума выбирали в зависимости от рода занятий семьи: рыболовы останавливались на высоких берегах рек, а оленеводы искали хорошие пастбища. Выбор места зависел и от времени года: летом чум должен был хорошо обдуваться ветром, чтобы меньше досаждали насекомые, а зимой, напротив, быть под защитой густого леса.
Чум собирали и разбирали в течение часа, в нем не было лишних вещей — все имело утилитарное значение. В чуме редко ставили шкафы и кровати, люди спали на оленьих шкурах и в верхней одежде. Из мебели в чуме был только священный ларь с домашними идолами и маленький столик: их было легко перевозить. Для отопления в чуме разводили костер прямо на земле или снегу — дым выходил через небольшое отверстие наверху. От костра в чуме было очень дымно, и копоти добавлял сальник, который использовали для освещения дома. Сегодня источник тепла в чуме — стальная печка-буржуйка.
Для поддержания чистоты в чуме женщины использовали веник из перьев гагары. Это два крыла птицы, которые соединены вместе оплеткой из дерева. Они крепятся к деревянной рукоятке при помощи ивовой лозы.