Пояс — это главный атрибут ненецкой одежды в любое время года. Мужчины и женщины носили пояса разных типов из-за того, что их верхняя одежда различалась по крою: мужская малица была глухой и надевалась через голову, а женская ягушка — распашной, с разрезом спереди. Женщины запахивали правую полу поверх левой и туго затягивались поясом. Как и мужские, женские пояса назывались «ни», но внешне сильно от них отличались.
Мужские пояса были тяжелыми, их шили из крепкой оленьей кожи с костяными пряжками. К ним крепили нож, точильный камень, пороховницу, трубку с огнивом и другие предметы. Женщины носили плетеные пояса без подвесок, они служили только для фиксации одежды. Родители надевали первые ленточки-пояса детям, когда те учились ходить. Они объясняли малышам, что пояс — их главный помощник и спутник, который всегда будет поддерживать осанку и оберегать спину, потому что позвоночник так же важен, как и голова. Детские пояса различались у девочек и мальчиков старше года.
Женский пояс показывал материальное благосостояние женщины. Его украшали цветным сукном и расшивали бисером. На поясе из коллекции Пуровского музея выполнен орнамент «чум» — это базовый ненецкий женский узор. Он символизирует чум — ненецкое переносное жилище, которое строит и отапливает женщина. В палитре два основных цвета, желтый и красный, — они означают огонь, тепло, кровь и зарождение жизни.
Бисер — один из любимых способов украшения ненецкой одежды и предметов быта. Его яркость, блеск и разнообразие цвета, а также традиция ручного труда стали частью образа жизни северного населения. Цвет бисерных украшений добавляет красок в северные пейзажи, а сакральные узоры символизируют народные мифы и сказания.
По представлениям ненцев, пояс находится между верхом и низом, соединяя сакральное и материальное. У ненцев есть строгие правила обращения с поясом: его нельзя бросать, наступать на него и перешагивать. По человеку судят о его поясе: если он неопрятно завязан, дел с ним иметь не будут. Пряжка на женском поясе символизирует чистоту, а сам пояс — жизнь и здоровье. Ненцы верили, что, если человек потеряет пояс, с ним случится несчастье.
Мужские пояса были тяжелыми, их шили из крепкой оленьей кожи с костяными пряжками. К ним крепили нож, точильный камень, пороховницу, трубку с огнивом и другие предметы. Женщины носили плетеные пояса без подвесок, они служили только для фиксации одежды. Родители надевали первые ленточки-пояса детям, когда те учились ходить. Они объясняли малышам, что пояс — их главный помощник и спутник, который всегда будет поддерживать осанку и оберегать спину, потому что позвоночник так же важен, как и голова. Детские пояса различались у девочек и мальчиков старше года.
Женский пояс показывал материальное благосостояние женщины. Его украшали цветным сукном и расшивали бисером. На поясе из коллекции Пуровского музея выполнен орнамент «чум» — это базовый ненецкий женский узор. Он символизирует чум — ненецкое переносное жилище, которое строит и отапливает женщина. В палитре два основных цвета, желтый и красный, — они означают огонь, тепло, кровь и зарождение жизни.
Бисер — один из любимых способов украшения ненецкой одежды и предметов быта. Его яркость, блеск и разнообразие цвета, а также традиция ручного труда стали частью образа жизни северного населения. Цвет бисерных украшений добавляет красок в северные пейзажи, а сакральные узоры символизируют народные мифы и сказания.
По представлениям ненцев, пояс находится между верхом и низом, соединяя сакральное и материальное. У ненцев есть строгие правила обращения с поясом: его нельзя бросать, наступать на него и перешагивать. По человеку судят о его поясе: если он неопрятно завязан, дел с ним иметь не будут. Пряжка на женском поясе символизирует чистоту, а сам пояс — жизнь и здоровье. Ненцы верили, что, если человек потеряет пояс, с ним случится несчастье.