Ненцы — северный кочевой народ, который часто переезжает с места на место со всем хозяйством и стадом домашних оленей. В разборном ненецком доме — чуме — у каждой вещи есть свое место и назначение, лишние предметы утяжеляют сборы. Все инструменты и утварь в традиционной культуре лесных ненцев направлены на сотрудничество с природой, от которой полностью зависит человек в тундре. Пользу предмета для ненцев определяло единство его символического и практического смысла.
Важное значение имеет и сам процесс изготовления вещей, придания ей определенной формы, цвета, нанесения орнамента. Так, во время шитья одежды женщины произносят внутренний монолог или напевают песню, посвященную будущему хозяину вещи. В ненецких сказках и мифах предметы быта обладают сверхъестественными силами и возможностями. Это объясняется и шаманизмом, традиционным верованием ненцев, согласно которому каждая часть живой и неживой природы имеет свой дух. Духи вещей и явлений находятся в постоянной связи с человеком и влияют на его жизнь.
Металлическая столовая посуда стала появляться у лесных ненцев в XVII веке, с началом активных товарных обменов между коренным населением Севера и русскими поселенцами. Первыми предметами нового быта стали чайники, котлы и ложки. Они были изготовлены из меди, чугуна или железа; у чайников и котлов не было крышек, но была дужка для подвешивания над костром. Котел был почти в каждой ненецкой семье, его берегли и относились с уважением. Горящий очаг в жилище, полный котел мяса или рыбы на огне были символом стабильности и достатка семьи. Если вечером «варили котел» — значит, день прожили хорошо, добыча была.
Котлы были в форме круглого таза с широким плоским дном и невысокими стенками. Традиционный набор домашней утвари в быту лесных ненцев сохранялся вплоть до конца 1930-х годов. Постепенно из употребления стали выходить деревянные блюда, вместо них современные ненцы используют эмалированные и пластмассовые емкости. Традиционные черпаки заменяют поварешками, а деревянные ложки — металлическими. Вместо медных чайников и котлов теперь используют эмалированные ведра и термосы.
Важное значение имеет и сам процесс изготовления вещей, придания ей определенной формы, цвета, нанесения орнамента. Так, во время шитья одежды женщины произносят внутренний монолог или напевают песню, посвященную будущему хозяину вещи. В ненецких сказках и мифах предметы быта обладают сверхъестественными силами и возможностями. Это объясняется и шаманизмом, традиционным верованием ненцев, согласно которому каждая часть живой и неживой природы имеет свой дух. Духи вещей и явлений находятся в постоянной связи с человеком и влияют на его жизнь.
Металлическая столовая посуда стала появляться у лесных ненцев в XVII веке, с началом активных товарных обменов между коренным населением Севера и русскими поселенцами. Первыми предметами нового быта стали чайники, котлы и ложки. Они были изготовлены из меди, чугуна или железа; у чайников и котлов не было крышек, но была дужка для подвешивания над костром. Котел был почти в каждой ненецкой семье, его берегли и относились с уважением. Горящий очаг в жилище, полный котел мяса или рыбы на огне были символом стабильности и достатка семьи. Если вечером «варили котел» — значит, день прожили хорошо, добыча была.
Котлы были в форме круглого таза с широким плоским дном и невысокими стенками. Традиционный набор домашней утвари в быту лесных ненцев сохранялся вплоть до конца 1930-х годов. Постепенно из употребления стали выходить деревянные блюда, вместо них современные ненцы используют эмалированные и пластмассовые емкости. Традиционные черпаки заменяют поварешками, а деревянные ложки — металлическими. Вместо медных чайников и котлов теперь используют эмалированные ведра и термосы.