Икону, на которой изображен великомученик Никита, написал неизвестный автор в 1669 году. Образ был специально исполнен для Георгиевской церкви в Муроме. Там существовал придел в честь святого Никиты. Этот образ входил в группу из пяти икон, которые подарил храму его строитель и ктитор Сидор Лопатин.
В среднике изображен святой в полный рост. Он носит богато украшенные доспехи и развевающийся красный плащ, который заколот на груди. Руки святого широко разведены в стороны. В правой руке он держит крест красного цвета — символ мученичества, а в левой — опущенный вниз меч. Средник заключен в раму, выполненную в виде орнамента. Над головой святого она образует подобие арки.
Святой Никита был мучеником-воином. Согласно житию, он происходил из племен готов. Просветитель и участник первого Вселенского собора, епископ Феофил, обратил его в христианство. Вскоре после этого в готских племенах начались междоусобные войны, в результате которых к власти пришли язычники. Святого Никиту схватили, подвергли множеству пыток и сожгли на костре. Это произошло в 327 году. Друг святого Никиты, христианин Мариан, ночью отыскал тело мученика, перенес его и предал погребению в Киликии (современная Турция). Впоследствии мощи святого Никиты перенесли в Константинополь.
С XIV–XV веков на Руси, наряду с каноническим житием святого Никиты Готского, было распространено переводное апокрифическое «Мучение Никиты», которое содержало ряд чудесных подробностей. Например, там был рассказ о единоборстве Никиты с бесом в темнице. В связи с этим святой особо почитался на Руси как помощник в борьбе с бесами и нередко изображался попирающим беса.
Икона напоминает произведения московской школы иконописи XVI–первой половины XVII века. При этом, по сравнению с иконами московских иконописцев, живописные приемы здесь сильно упрощены и стандартизированы, фигуры и лики более единообразны и схематичны, композиции клейм кажутся несколько перегруженными. Некоторая упрощенность ощущается и в цветовой гамме. Она построена на сочетании нескольких ярких и насыщенных цветов, почти без полутонов и оттенков.