Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Сокровища древнего Мурома»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Богоматерь Одигитрия

Время создания
первая половина XVI века
Размер
132x103 см
Техника
дерево, темпера
2
Открыть в приложении
#1
Автор неизвестен
Богоматерь Одигитрия
#3
Икона Богоматери Одигитрия написана в первой половине XVI века неизвестным московским иконописцем. В переводе с греческого «Одигитрия» означает «Путеводительница». Это одна из самых древних и наиболее распространённых икон Богородицы. Отличительная особенность типа «Одигитрия» — фронтальное положение Младенца, который торжественно восседает на левой руке Богоматери. Её правая рука указывает на Христа как на Спасителя человеческого рода. Название этого типа восходит к чудотворной иконе, которая хранилась в константинопольском монастыре Одигон. Она почиталась как образ, написанный самим евангелистом Лукой. 

На Руси почиталось несколько икон Одигитрии. Самой известной из них была Смоленская икона. По преданию, её привезла из Константинополя в 1046 году царевна Анна, которую выдали замуж за князя Всеволода Ярославича. В 1101 году сын Анны и Всеволода Владимир Мономах поставил этот образ в Успенском соборе Смоленска.

В начале XV века Смоленскую икону перевезли в Москву. В 1456 году она была возвращена в Смоленск. В это время с неё сделали список, который хранился в Благовещенском соборе Московского Кремля. В 1525 году этот список перенесли в Новодевичий монастырь, который великий князь Василий III основал в честь взятия Смоленска в 1514 году. Сейчас эта древняя икона хранится в Оружейной палате Московского Кремля. В XV–XVI веках иконописцы создали множество копий Смоленской иконы и её московского списка.

В 1993–1996 годах икона проходила реставрацию в научно-реставрационном центре имени академика Игоря Грабаря. Работу проводили сотрудники центра Н. В. Дунаева, А. О. Пригородова, А. Ю. Любавский. В ходе реставрации открылись потёртые изображения одежды Богоматери и Младенца, в картушах с надписями обнаружили золотые авторские буквы и фон между ними.

Чтобы придать иконе экспозиционный вид, реставраторы затонировали утраты и потёртости, восстановили золотой и серебряный ассист (тонкие штрихи). Под слоем олифы обнаружили двадцать шесть листов сусального серебра и десять листов золота. В процессе реставрации сотрудники увидели большое количество разнообразных гвоздей с лицевой стороны. Их было около 800 штук. Из-за того, что гвозди были разного вида и размера, реставраторы предположили, что у иконы было много разных окладов, которые все по-своему крепились к иконе.
#4
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Богоматерь Одигитрия

Время создания
первая половина XVI века
Размер
132x103 см
Техника
дерево, темпера
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%