Икона Богоматери Одигитрия написана в первой половине XVI века неизвестным московским иконописцем. В переводе с греческого «Одигитрия» означает «Путеводительница». Это одна из самых древних и наиболее распространённых икон Богородицы. Отличительная особенность типа «Одигитрия» — фронтальное положение Младенца, который торжественно восседает на левой руке Богоматери. Её правая рука указывает на Христа как на Спасителя человеческого рода. Название этого типа восходит к чудотворной иконе, которая хранилась в константинопольском монастыре Одигон. Она почиталась как образ, написанный самим евангелистом Лукой.
На Руси почиталось несколько икон Одигитрии. Самой известной из них была Смоленская икона. По преданию, её привезла из Константинополя в 1046 году царевна Анна, которую выдали замуж за князя Всеволода Ярославича. В 1101 году сын Анны и Всеволода Владимир Мономах поставил этот образ в Успенском соборе Смоленска.
В начале XV века Смоленскую икону перевезли в Москву. В 1456 году она была возвращена в Смоленск. В это время с неё сделали список, который хранился в Благовещенском соборе Московского Кремля. В 1525 году этот список перенесли в Новодевичий монастырь, который великий князь Василий III основал в честь взятия Смоленска в 1514 году. Сейчас эта древняя икона хранится в Оружейной палате Московского Кремля. В XV–XVI веках иконописцы создали множество копий Смоленской иконы и её московского списка.
В 1993–1996 годах икона проходила реставрацию в научно-реставрационном центре имени академика Игоря Грабаря. Работу проводили сотрудники центра Н. В. Дунаева, А. О. Пригородова, А. Ю. Любавский. В ходе реставрации открылись потёртые изображения одежды Богоматери и Младенца, в картушах с надписями обнаружили золотые авторские буквы и фон между ними.
Чтобы придать иконе экспозиционный вид, реставраторы затонировали утраты и потёртости, восстановили золотой и серебряный ассист (тонкие штрихи). Под слоем олифы обнаружили двадцать шесть листов сусального серебра и десять листов золота. В процессе реставрации сотрудники увидели большое количество разнообразных гвоздей с лицевой стороны. Их было около 800 штук. Из-за того, что гвозди были разного вида и размера, реставраторы предположили, что у иконы было много разных окладов, которые все по-своему крепились к иконе.
На Руси почиталось несколько икон Одигитрии. Самой известной из них была Смоленская икона. По преданию, её привезла из Константинополя в 1046 году царевна Анна, которую выдали замуж за князя Всеволода Ярославича. В 1101 году сын Анны и Всеволода Владимир Мономах поставил этот образ в Успенском соборе Смоленска.
В начале XV века Смоленскую икону перевезли в Москву. В 1456 году она была возвращена в Смоленск. В это время с неё сделали список, который хранился в Благовещенском соборе Московского Кремля. В 1525 году этот список перенесли в Новодевичий монастырь, который великий князь Василий III основал в честь взятия Смоленска в 1514 году. Сейчас эта древняя икона хранится в Оружейной палате Московского Кремля. В XV–XVI веках иконописцы создали множество копий Смоленской иконы и её московского списка.
В 1993–1996 годах икона проходила реставрацию в научно-реставрационном центре имени академика Игоря Грабаря. Работу проводили сотрудники центра Н. В. Дунаева, А. О. Пригородова, А. Ю. Любавский. В ходе реставрации открылись потёртые изображения одежды Богоматери и Младенца, в картушах с надписями обнаружили золотые авторские буквы и фон между ними.
Чтобы придать иконе экспозиционный вид, реставраторы затонировали утраты и потёртости, восстановили золотой и серебряный ассист (тонкие штрихи). Под слоем олифы обнаружили двадцать шесть листов сусального серебра и десять листов золота. В процессе реставрации сотрудники увидели большое количество разнообразных гвоздей с лицевой стороны. Их было около 800 штук. Из-за того, что гвозди были разного вида и размера, реставраторы предположили, что у иконы было много разных окладов, которые все по-своему крепились к иконе.