Великомученица Екатерина
Время создания
середина XVIII века
Место создания
Тверь
Размер
32,5x27 см
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка
2
Открыть в приложении#3
#2
К вкладным иконам из Троицкой церкви села Уницы Кашинского района принадлежит образ великомученицы Екатерины, вероятно, покровительницы неизвестной нам заказчицы. Это самая поздняя по времени создания икона из вложенных в Троицкий храм. Святая Екатерина представлена в царских одеждах западноевропейского образца, украшенных узором из крупных цветов. Ее волосы не покрыты платом, как это было принято на Руси, а спускаются по плечам длинными прядями. На голове святой корона, напоминающая императорскую. В правой руке Екатерина держит золотое кольцо с красным камнем — знак ее символического обручения с Иисусом Христом. По преданию, после крещения Екатерине явился во сне Спаситель, вручивший ей кольцо и назвавший ее своей невестой. В левой руке святой — крест, напоминающий о ее мучениях и твердости в вере. Благословляющий Екатерину Христос изображен как Младенец вместе с Богоматерью в раскрытых небесах, окруженных клубящимися облаками и означающих горний, духовный мир. Спаситель, как властелин мира, держит в руке знак царской власти — державу в виде сферы зеленого цвета.
Вместо условного золотого фона древнерусских икон, символизировавшего некогда Божественный свет, здесь изображен прекрасный земной мир. В нижней части у ног святой написан характерный для живописи XVIII века барочный пейзаж: река с кораблем, леса, город, горы, за ними море до горизонта, все это утопает в сине-серой воздушной дымке. Тщательно выписано голубоватое небо с розовыми облаками. Вокруг головы Екатерины разливается золотое сияние, заменившее традиционный круглый нимб. Однако иконописец, следуя требованиям канона, все же поместил поверх неба и облаков надпись с именем святой. Художник придал лицу Екатерины миловидность, написав его светлой розоватой краской с яркими румянами на щеках и шее. Иконография и стиль иконы отражают изменения, произошедшие в русской живописи с наступлением Нового времени. Иконописец обратился к западноевропейскому источнику жития святой Екатерины и использовал для своего произведения западный образец, вероятно, гравюру.
Вместо условного золотого фона древнерусских икон, символизировавшего некогда Божественный свет, здесь изображен прекрасный земной мир. В нижней части у ног святой написан характерный для живописи XVIII века барочный пейзаж: река с кораблем, леса, город, горы, за ними море до горизонта, все это утопает в сине-серой воздушной дымке. Тщательно выписано голубоватое небо с розовыми облаками. Вокруг головы Екатерины разливается золотое сияние, заменившее традиционный круглый нимб. Однако иконописец, следуя требованиям канона, все же поместил поверх неба и облаков надпись с именем святой. Художник придал лицу Екатерины миловидность, написав его светлой розоватой краской с яркими румянами на щеках и шее. Иконография и стиль иконы отражают изменения, произошедшие в русской живописи с наступлением Нового времени. Иконописец обратился к западноевропейскому источнику жития святой Екатерины и использовал для своего произведения западный образец, вероятно, гравюру.
читать дальшескрыть
Великомученица Екатерина
Время создания
середина XVIII века
Место создания
Тверь
Размер
32,5x27 см
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка
2

Открыть в приложении
Поделиться