Богоматерь Одигитрия
Время создания
около 1523–1526 годов
Место создания
Тверь или Москва
Размер
133x98 см
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка
3
Открыть в приложении#3
#2
Происходящая из Калязина икона Богоматери — один из наиболее выдающихся памятников древнерусского искусства, экспонируемых на выставке. Богоматерь представлена в торжественном типе Одигитрии (греч. «Путеводительница», от названия монастыря Одигон в Константинополе, где находился чтимый первообраз, к которому восходят подобные изображения).
Фигура Богородицы слегка развернута в сторону Сына, сидящего на ее левой руке. Правую руку Богоматерь протягивает к Младенцу Христу в жесте молитвы и поклонения, как бы указывая на Спасителя предстоящим перед иконой. Благословляющий Христос в сияющих светлых одеждах, покрытых золотыми лучами (ассистом) представлен строго фронтально. На Руси образы с такой композиционной схемой получили наименование «Богоматерь Смоленская» по византийской иконе, привезенной в Смоленск в XII веке.
Икона могла предназначаться для одного из храмов Троицкого Калязинского монастыря, строительство которых происходило по заказу дмитровского князя Юрия Ивановича в 1523–1526 годах. Стиль живописи не противоречит датировке иконы двадцатыми годами XVI века. Сложнее определить, к какой художественной культуре она относится. Наряду с характерными чертами тверской иконописи, в ней заметно сильное влияние московского искусства, что может быть связано с личностью предполагаемого заказчика иконы — князя Юрия, брата московского великого князя Василия III. Выбор чудотворного Смоленского образа в качестве образца соответствовал духу того времени. Почитание Смоленской иконы в Москве, начавшееся в XV веке, значительно возрастает в связи с присоединением в 1514 году Смоленска к Московскому государству. В 1526 году на Девичьем поле в Москве был основан монастырь, посвященный Смоленской иконе и названный затем Новодевичьим.
В иконе из Калязина присутствуют классические черты столичного искусства эпохи Дионисия и его сыновей — Феодосия и Владимира. Выразительный лик Марии и плавный цельный силуэт фигур, монументально выделяющийся на сияющем золотом фоне, наделяют образ торжественным величием.
Икона могла предназначаться для одного из храмов Троицкого Калязинского монастыря, строительство которых происходило по заказу дмитровского князя Юрия Ивановича в 1523–1526 годах. Стиль живописи не противоречит датировке иконы двадцатыми годами XVI века. Сложнее определить, к какой художественной культуре она относится. Наряду с характерными чертами тверской иконописи, в ней заметно сильное влияние московского искусства, что может быть связано с личностью предполагаемого заказчика иконы — князя Юрия, брата московского великого князя Василия III. Выбор чудотворного Смоленского образа в качестве образца соответствовал духу того времени. Почитание Смоленской иконы в Москве, начавшееся в XV веке, значительно возрастает в связи с присоединением в 1514 году Смоленска к Московскому государству. В 1526 году на Девичьем поле в Москве был основан монастырь, посвященный Смоленской иконе и названный затем Новодевичьим.
В иконе из Калязина присутствуют классические черты столичного искусства эпохи Дионисия и его сыновей — Феодосия и Владимира. Выразительный лик Марии и плавный цельный силуэт фигур, монументально выделяющийся на сияющем золотом фоне, наделяют образ торжественным величием.
читать дальшескрыть
Богоматерь Одигитрия
Время создания
около 1523–1526 годов
Место создания
Тверь или Москва
Размер
133x98 см
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка
3

Открыть в приложении
Поделиться