Богоматерь «Живоносный источник»
Время создания
конец XVII – начало XVIII века
Место создания
Тверская провинция
Размер
32,5x29 см
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка
3
Открыть в приложении#1
#2
Икона происходит из Троицкой церкви в селе Уницы Кашинского района. Обнаруженные в этом храме иконы относятся к XVII–XVIII векам и имеют небольшой «аналойный» размер. Скорее всего, все они были вкладами именитых бояр Ртищевых, владевших Уницами. Среди них много образов Богоматери в разных иконографических типах. Наибольший интерес представляет символическое изображение, получившее название «Живоносный источник». Почитание этого образа восходит к византийской традиции: известно, что в Константинополе на месте источника с целебной водой, найденного в V веке будущим императором Львом Маркеллом, возник прославленный храм. В нем на колонне посреди бассейна была установлена чаша, из которой стекала вода, а над чашей на своде находилось мозаичное изображение Богоматери с Младенцем. Иконография «Богоматерь Живоносный источник» восходит к этому реальному храмовому пространству, в котором мозаичный образ, отражаясь в чаше, казался плывущим по воде. Ее символическое значение раскрывается в богослужебных текстах, в которых Богоматерь уподобляется воде, открывающей путь к познанию Христа и исцеляющей человеческие немощи.
В русской иконописи иконография «Живоносный источник» получает широкое распространение с середины XVII века при патриархе Никоне, в связи с включением службы и Сказания об иконе в состав Цветной триоди, песнопения которой исполняются в самые праздничные дни года после Пасхи. Праздник иконе «Живоносный источник» приходится на пятницу Светлой седмицы. В 1665 году Сказание было опубликовано в сочинении Иоанникия Голятовского «Небо Новое», повествующем о чудесах Богородицы. Придворные иконописцы московской Оружейной палаты создали ряд выдающихся произведений на этот сюжет и разработали два ставших наиболее популярными варианта этого изображения. С конца XVII века они тиражировались в гравюрах, благодаря чему получили повсеместное распространение.
В образе из Униц иконописец воспроизвел вариант, в котором источник находится не внутри храма, а среди пейзажа. Богоматерь с Младенцем Христом на лоне изображены внутри чаши фонтана (источника), из которого изливаются струи воды в расположенный ниже бассейн. Из бассейна пьют воду многочисленные страждущие, среди которых цари, монахи, простецы, больные и убогие. В верхней части помещены крупные ростовые фигуры архангелов с зерцалами и белыми мерилами в руках. Они как небесная стража предстоят Богоматери со Христом. Икона написана в миниатюрной технике, яркая праздничность колорита и композиционная насыщенность отражают влияние живописи Ярославля — крупного художественного центра этого времени.
В русской иконописи иконография «Живоносный источник» получает широкое распространение с середины XVII века при патриархе Никоне, в связи с включением службы и Сказания об иконе в состав Цветной триоди, песнопения которой исполняются в самые праздничные дни года после Пасхи. Праздник иконе «Живоносный источник» приходится на пятницу Светлой седмицы. В 1665 году Сказание было опубликовано в сочинении Иоанникия Голятовского «Небо Новое», повествующем о чудесах Богородицы. Придворные иконописцы московской Оружейной палаты создали ряд выдающихся произведений на этот сюжет и разработали два ставших наиболее популярными варианта этого изображения. С конца XVII века они тиражировались в гравюрах, благодаря чему получили повсеместное распространение.
В образе из Униц иконописец воспроизвел вариант, в котором источник находится не внутри храма, а среди пейзажа. Богоматерь с Младенцем Христом на лоне изображены внутри чаши фонтана (источника), из которого изливаются струи воды в расположенный ниже бассейн. Из бассейна пьют воду многочисленные страждущие, среди которых цари, монахи, простецы, больные и убогие. В верхней части помещены крупные ростовые фигуры архангелов с зерцалами и белыми мерилами в руках. Они как небесная стража предстоят Богоматери со Христом. Икона написана в миниатюрной технике, яркая праздничность колорита и композиционная насыщенность отражают влияние живописи Ярославля — крупного художественного центра этого времени.
читать дальшескрыть
Богоматерь «Живоносный источник»
Время создания
конец XVII – начало XVIII века
Место создания
Тверская провинция
Размер
32,5x29 см
Техника
дерево, темпера
Коллекция
Выставка
3

Открыть в приложении
Поделиться