Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Искусство реставрации. Веера»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Веер «У реки»

Время создания
1850—1860-е годы
Место создания
Франция
Размер
высота гарды — 27,5 см; ширина экрана — 52 см
Техника
перламутр, фольга, бумага, кость, гуашь, темпера, твореное золото; резьба, тиснение, золочение в два тона, роспись
2
Открыть в приложении
#1
Веер «У реки»
#2
Веер поступил в Московский музей-усадьбу Останкино в 1958 году в дар от знаменитого коллекционера и мецената Федора Вишневского. В последующие годы собрание вееров музея активно пополнялось благодаря главному хранителю, ученому-собирателю Александру Червякову.

Сегодня музейная коллекция вееров насчитывает более 450 предметов и является третьей по величине в России.
#3
Главный хранитель А. Ф. Червяков. 1986
#4
Веер «У реки» относится к типу plié — веера с жестким станком и складным экраном. Экран выполнен из двух слоев бумаги, между которыми вклеены деревянные спицы — верхние части пластин станка.
#5
Строение складного веера plié
#6
Станок веера сделан из перламутра. Пластины станка декорированы резьбой в технике низкого рельефа и тиснением золотой фольгой в два тона: в центре в рокайльном медальоне изображена галантная сцена.
#7
Станок веера после реставрации
#8
На лицевой стороне экрана изображены девушки в пышных платьях, сидящие в воде на берегу водоема. Возможно, перед нами наяды — нимфы рек, озер и ручьев. Центральная сцена обрамлена золотым орнаментом и дополнена по сторонам двумя медальонами с изображением дам в костюмах XVIII века, которые представляют собой миниатюры, написанные на слоновой кости и наклеенные на экран.
#9
Костяные медальоны на лицевой стороне экрана
#10
На оборотной стороне экрана веера изображена пасторальная сцена также в обрамлении золотого орнамента по черному фону.
#11
Фрагмент оборотной стороны экрана веера
#13

Состояние сохранности

#14
Веер поступил в руинированном состоянии: были полностью утрачены оборотная гарда и одна из пластин; от первой пластины и лицевой гарды сохранились лишь фрагменты. Некоторые пластины были отломаны от экрана, у отдельных пластин утрачены окончания.
#16
Вид веера до реставрации
#17
Веер ранее был реставрирован: сохранившиеся части одной из пластин укреплены на пластиковую подложку при помощи латунных проволочек; две пластины были сдублированы на перламутровую основу.
#18
Оборотная сторона пластин веера до реставрации
#19
Наблюдались значительные загрязнения орнаментальной фольги и ее отставания, трещины на некоторых перламутровых подложках пластин. Монтировочный штифт и кольцо утрачены.

Экран веера был загрязнен и помят, были зафиксированы потертости, кракелюр и незначительные утраты красочного слоя.
#20
Фрагмент экрана веера до реставрации
#21
Левая костяная миниатюра была сильно деформирована, на правой видна вертикальная трещина. По верхнему и нижнему краям на сгибах многочисленные разрывы бумаги, мелкие утраты соединительного канта. 
#22
Фрагмент экрана до реставрации
#23

Реставрация

#24
Проведен демонтаж пластин станка от бумажного экрана. После этого был выполнен подбор пластин веера с целью определения количества утрат и композиции орнамента на станке.
#25
Станок веера в процессе реставрации
#26
Орнаментальная фольга подклеена в местах отставаний от основы и очищена от загрязнений. Пластина со следами предыдущей реставрации отделена от экрана и от подложки из пластика.
#27
Пластина станка в процессе реставрации
#28
Затем удалены загрязнения со всех перламутровых частей веера.

Утраченные фрагменты пластин были восполнены из перламутра.
#29
Фрагмент веера до и после реставрации
#30
Разбитые пластины были склеены и сдублированы на подложки из прозрачного пластика. Оборотная гарда восполнена из прозрачного плексигласа, а накладка для ее нижней части — из перламутра.
Новые крепежные детали взамен утраченных изготовлены из латуни.
#31
Процесс подгонки по форме пластины из плексигласа
#34
В процессе реставрации экрана был укреплен красочный слой (золотая краска) с лицевой и оборотной сторон. Разрывы экрана укреплены реставрационной бумагой. Утраты основы и соединительного кантика восполнены бумагой, подобранной к оригинальной по толщине, цвету и фактуре.
#35
Фрагмент веера до и в процессе реставрации
#36
Восполненные утраты основы, подклеенные разрывы и потертости красочного слоя были тонированы. Выполнен монтаж всех частей веера.
#37
Вид веера после реставрации
читать дальшескрыть

Веер «У реки»

Время создания
1850—1860-е годы
Место создания
Франция
Размер
высота гарды — 27,5 см; ширина экрана — 52 см
Техника
перламутр, фольга, бумага, кость, гуашь, темпера, твореное золото; резьба, тиснение, золочение в два тона, роспись
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%