Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Искусство реставрации. Веера»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Веер «Колесница Афродиты»

Время создания
1880-е годы
Место создания
Франция
Размер
высота гарды — 35,5 см; ширина экрана — 67,5 см
Техника
перламутр, кость, металл, фольга, пергамент; резьба, гравировка, тиснение, золочение, роспись гуашью
6
Открыть в приложении
#1
Мари Дюма
Веер «Колесница Афродиты»
#2
Веер «Колесница Афродиты» поступил в коллекцию Московского музея-усадьбы Останкино в 1965 году. В то время собрание вееров музея активно пополнялось благодаря главному хранителю, ученому-собирателю Александру Червякову.

Сегодня музейная коллекция вееров насчитывает более 450 предметов и является третьей по величине в России.
#10
Главный хранитель А. Ф. Червяков. 1986
#11
Веер относится к типу plié — веера с жестким станком и складным экраном. Экран выполнен из двух слоев пергамента, между которыми вклеены деревянные спицы — верхние части пластин станка. Станок сделан из перламутра и украшен сквозной резьбой и золочением.
#12
Строение складного веера plié
#13
Экран веера расписан художницей Мари Дюма (1861-1931), о чем свидетельствует подпись, расположенная в левой нижней части экрана.
#14
Фрагмент лицевой стороны экрана веера
#15
В основе композиции картина французского живописца Александра Луи Лелюара (1843-1884) «Колесница ласточек», изображающая богиню Афродиту, летящую в колеснице в сопровождении Харит — богинь веселья и изящества.
#16
Александр Луи Лелюар. Колесница ласточек. Коллекция Кноль, США. Фрагмент и фрагмент лицевой стороны экрана веера
#17
На резных пластинах станка изображена галантная пара в костюмах XVIII века. Веер столь крупного размера (почти 70 см в ширину, что на 2/3 больше большинства вееров plié) очень тяжел и его трудно держать в руках. Вероятно, он был создан не для использования по прямому назначению, а как объект декоративно-прикладного искусства. Подобные веера, как правило, помещались в специальную витрину и предназначались для украшения интерьера.
#18
Станок веера
#3

Состояние сохранности

#19
Веер поступил со следами предыдущей реставрации: экран был ранее склеен, на складках и в местах крепления пластин оправы видны пятна клея. Лицевая гарда разбита и склеена со смещением; две пластины сдублированы на перламутровые подложки.
#8
Вид веера до реставрации
#4
Девять из тринадцати пластин веера были разбиты, небольшие фрагменты ажурного орнамента утрачены. На некоторых пластинах наблюдались утраты перламутровой подложки под резным декором, некоторые из них были утрачены полностью. 
#30
Лицевая и оборотная стороны станка веера
#23
Отчетливо просматривались отставания от основы, следы коррозии, утраты и потертости орнаментальной фольги. На экране наблюдались потертости, загрязнения и затеки; обрамление верхнего края отклеилось в левой части. Также зафиксировано сильное загрязнение кисти и металлических деталей веера.
#22
Фрагмент лицевой стороны экрана веера до реставрации
#5

Реставрация

#24
В ходе предреставрационных исследований выяснилось, что экран веера сделан из пергамента, а не из бумаги, как считалось ранее.

Реставраторы демонтировали кисточку, соединительный штифт и кольцо. Сломанные пластины станка веера отделены от косточек и экрана при помощи скальпеля и тонкого шпателя. Орнаментальная фольга была укреплена, загрязнения и следы старого клея удалены механическим и химическим способами.
#26
Пластины станка веера в процессе реставрации
#27
Сломанные веерные пластины были сдублированы на пластины из полупрозрачного пластика, а для восполнения подложки ажурного орнамента был выбран перламутр, близкий по цвету авторскому материалу. 

Утраченные фрагменты орнамента восполнены из эпоксидной смолы при помощи слепков, снятых с аналогичных элементов, и подклеены на обратимый клей. Восполненные фрагменты и участки с утратами орнаментальной фольги были тонированы.
#28
Пластины станка веера в процессе реставрации
#6
Пятна на экране ослаблены сухим способом, затем проведено укрепление разрывов по нижнему краю и восполнение утрат на скрепляющей полоске при помощи реставрационной бумаги. В местах ослабления пятен, потертостей красочного слоя по сгибам и на восполненных фрагментах скрепляющей полоски проведено тонирование пергамента. Металлические детали веера очищены и покрыты консервирующим составом. Кисть передана в мастерскую реставрации тканей, где проведена ее очистка и аппретирование.
#29
Вид веера после реставрации
#31
читать дальшескрыть

Веер «Колесница Афродиты»

Время создания
1880-е годы
Место создания
Франция
Размер
высота гарды — 35,5 см; ширина экрана — 67,5 см
Техника
перламутр, кость, металл, фольга, пергамент; резьба, гравировка, тиснение, золочение, роспись гуашью
6
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%