Веер поступил в коллекцию Московского музея-усадьбы Останкино в 1981 году. В то время собрание вееров музея активно пополнялось благодаря главному хранителю, ученому-собирателю Александру Червякову. Сейчас музейная коллекция вееров насчитывает более 450 предметов и является третьей по величине в России.
1 / 3
Веер «Сцены военной кампании»
Время создания
1850–1960-е годы
Место создания
Франция
Размер
высота гарды — 27 см; ширина экрана — 51 см
Техника
кость, перламутр, амальгамированное стекло, металл, бумага; резьба, серебрение, литография, раскраска, роспись, тиснение золотом
Коллекция
Выставка
2
Открыть в приложении#1
Веер «Сцены военной кампании»
#2
#3
Главный хранитель А. Ф. Червяков. 1986
#4
Веер относится к типу plié — веера с жестким станком и складным экраном. Экран выполнен из двух слоев бумаги, между которыми вклеены деревянные спицы — верхние части пластин станка. Станок сделан из кости и декорирован сквозной резьбой и серебрением.
#5
Строение складного веера plié
#6
Экран веера украшен тремя сюжетными медальонами, выполненными в технике раскрашенной литографии и обрамленными золотым растительным орнаментом на серебряном фоне.
В центральном медальоне изображена сцена на поле боя: монахиня перевязывает рану офицеру, облаченному в форму гренадеров армии Наполеона I, ей помогает маркитантка с приколотой к шляпке розеткой в цветах французского флага.
#7
Фрагменты лицевой стороны экрана после реставрации
#8
Тема прославления наполеоновских походов и женского героизма весьма характерна для эпохи Наполеона III, что позволяет датировать веер 1850-ми годами, когда французская армия вела успешную кампанию в Восточной (Крымской войне) 1853–1856 годов.
#9
Орас Верне (1789-1863). Раненый гренадер. Аукцион Artcurial, Франция и фрагмент лицевой стороны экрана веера
#10
Оборотная сторона экрана сделана из серебряной бумаги и в центральной части украшена золотым тиснением в виде цветочной гирлянды.
#11
Фрагмент оборотной стороны экрана после реставрации
#12
На гардах веера помещены миниатюрные зеркальца в серебряной оправе, которые владелица могла использовать в том числе для того, чтобы посмотреть, что происходит у нее за спиной, или привлечь внимание кавалера, пуская солнечных зайчиков.
#13
Лицевая гарда веера после реставрации
#14
Состояние сохранности
#16
Вид веера до реставрации
#17
Веер поступил со следами предыдущей реставрации: гарды были ранее склеены в месте плеча веера, причем лицевая склеена со смещением. Костяная основа пластин пожелтела, была загрязнена и покрыта клея в местах склеек. Были зафиксированы трещины и деформация некоторых пластин.
#19
Фрагмент веера до реставрации
#20
На перламутровой накладке в нижней части левой грады наблюдалась трещина, аналогичная накладка на правой гарде утрачена. Деревянная спица на шестой пластине сломана у основания.
#21
Фрагмент веера до реставрации
#22
Было отмечено отставание от пластин, потемнение, потертости, незначительные утраты, заломы и окисление орнаментальной фольги. Металлические детали и рамки зеркалец покрыты патиной, сами зеркала потемнели, амальгама повреждена.
#23
Фрагмент оборотной стороны веера до реставрации
#24
Бумажный экран был загрязнен, особенно сильно на обороте по сгибам. В правой части экрана были видны два крупных разрыва верхнего слоя бумаги.
#25
Фрагмент лицевой стороны экрана до реставрации
#26
В ходе предреставрационных исследований на золотом бумажном канте обнаружены фрагменты перьев, украшавших некогда верхнюю часть экрана.
#27
Реставрация
#28
Проведен демонтаж соединительного штифта и кольца, гард веера и сломанной пластины. Орнаментальная фольга была распрямлена под микроскопом, а затем подклеена по месту. Реставраторы удалили загрязнения с пластин станка веера, металлических деталей и зеркальной поверхности.
#29
Веер в процессе реставрации
#30
Во время удаления следов предыдущей реставрации выяснилось, что оборотная гарда склеена при помощи дублирования на деревянную подложку, которая была удалена реставратором и заменена на пластину из мамонтовой кости. Утраченная перламутровая накладка в нижней части лицевой гарды была восполнена в материале, аналогичном авторскому.
#31
Процесс склейки гарды с дублировочной пластиной
#32
Выполнено удаление загрязнений с экрана. Экран веера ранее не подвергался реставрации, что представляет собой достаточно редкий случай. Благодаря этому реставраторам было особенно легко провести расслоение экрана в процессе склейки и укрепления разрывов тонкой японской бумагой.
#33
Процесс склейки разрывов и восполнения утрат бумажной основы
#34
Восполненные утраты основы, подклеенные разрывы и потертости красочного слоя тонированы. Проведен монтаж всех частей веера.
#35
Вид веера до реставрации
#36
Horace Vernet. Paris, 1789 — 1863. Le grenadier blessé. Huile sur toile © Artcurial 2010
читать дальшескрыть
Веер «Сцены военной кампании»
Время создания
1850–1960-е годы
Место создания
Франция
Размер
высота гарды — 27 см; ширина экрана — 51 см
Техника
кость, перламутр, амальгамированное стекло, металл, бумага; резьба, серебрение, литография, раскраска, роспись, тиснение золотом
Коллекция
Выставка
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться