Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Искусство реставрации. Веера»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Веер «Аллегория любви»

Время создания
1850–1860-е годы
Место создания
Франция
Размер
высота гарды — 27 см; ширина экрана — 51,5 см
Техника
перламутр, металл, бумага, акварель, гуашь, твореное золото; резьба, литография, раскраска, роспись
3
Открыть в приложении
#1
Веер «Аллегория любви»
#10
Веер поступил в коллекцию Московского музея-усадьбы Останкино в 1990 году. Сегодня музейная коллекция вееров насчитывает более 450 предметов и является третьей по величине в России.

Веер относится к типу plié — веера с жестким станком и складным экраном. Экран выполнен из двух слоев бумаги, между которыми вклеены деревянные спицы — верхние части пластин станка.
#11
Строение складного веера plié
#12
В середине XIX века, после восстановления династии Бурбонов в 1815 году, при французском дворе снова стали проводиться пышные костюмированные балы в стиле Людовика XV и Людовика XVI. Тогда возникла необходимость в крупных, ярких расписных и золоченых веерах, которые были непременными атрибутами бального туалета. Во французском декоративно-прикладном искусстве того времени господствовал стиль, называвшийся современниками «Стилем мадам Помпадур» в честь знаменитой покровительницы искусств и фаворитки Людовика XV.

Примечательно, что на веере, созданном на сто лет позже знаменитого портрета мадам Помпадур кисти Франсуа Буше, прически и наряды изображенных дам соответствуют моде 1750-х годов.
#14
Франсуа Буше. Портрет мадам Помпадур. 1756 (Старая Пинакотека, Мюнхен) и фрагмент центральной композиции экрана веера
#35
На лицевой стороне бумажного экрана изображена многофигурная аллегорическая сцена, все участники которой облачены в костюмы XVIII века. В центре композиции пять дам, окруженных парящими амурами и наблюдающих за целующимися голубями.
#36
Фрагмент лицевой стороны экрана
#15
В правой части экрана помещены еще две дамы, а слева — дама и кавалер. 
#38
Фрагменты лицевой стороны экрана
#37
Боковые стороны экрана и верхний край декорированы золотым тиснением в технике гофре.
#16
Фрагмент лицевой стороны экрана
#17
На обороте экрана изображена пара в костюмах конца XVI века, плывущая в гондоле под пышным балдахином.
#18
Фрагмент оборотной стороны экрана
#2
Резной перламутровый станок веера украшен фигурой дамы, держащей письмо.
#19
Фрагмент станка веера
#4

Состояние сохранности

#5
Вид веера до реставрации
#21
При поступлении были отмечены следы предыдущей реставрации — небольшие бумажные вставки на лицевой и оборотной сторонах экрана. Зафиксированы загрязнения, потертости красочного слоя по сгибам бумаги и многочисленные мелкие разрывы.
#24
Фрагмент лицевой стороны экрана веера до реставрации
#25
Правая часть экрана, состоящая из двух сегментов, была оторвана. На лицевой стороне наблюдались незначительные утраты бумажной основы.
#26
Фрагмент лицевой стороны экрана веера до реставрации
#6
Пластины станка загрязнены и покрыты пятнами клея. Лицевая гарда разбита, мелкие фрагменты резьбы утрачены. Вторая пластина разошлась по авторской склейке. Также отмечены утраты верхней части одной из пластин и небольшого фрагмента перламутровой подложки на обороте другой. 
#28
Фрагмент станка веера до реставрации
#27
На металлических элементах наблюдались следы коррозии, загрязнения и деформация.
#7

Реставрация

#29
Проведен демонтаж поврежденных сегментов бумажного экрана и частичное удаление старых реставрационных заклеек. Утраты бумажной основы восполнены реставрационной бумагой, а затем тонированы акварелью. Разрывы экрана склеены и укреплены тонкой японской бумагой.
#32
Фрагмент лицевой стороны экрана веера до и после реставрации
#30
Проведен демонтаж соединительного штифта и кольца веера, после чего эти детали переданы в мастерскую реставрации металла, где выполнена очистка, консервация и устранение деформации. Следы старого клея и загрязнения с перламутровых пластин удалены.

#34
Фрагмент станка веера после реставрации
#33
Утраченные фрагменты станка восполнены пластинами из слоновой кости и сдублированы на тонкий пластик. Небольшой скол на обороте восполнен фрагментом из слюды. Восполненные фрагменты пластин станка были тонированы перламутровыми акриловыми красками.
#8
Вид веера после реставрации
#39
читать дальшескрыть

Веер «Аллегория любви»

Время создания
1850–1860-е годы
Место создания
Франция
Размер
высота гарды — 27 см; ширина экрана — 51,5 см
Техника
перламутр, металл, бумага, акварель, гуашь, твореное золото; резьба, литография, раскраска, роспись
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%