Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Искусство реставрации. Веера»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Веер «Галантные сцены, гирлянды и рокайли»

Время создания
1860–1870-е годы
Место создания
Франция
Размер
высота гарды — 25,5 см; ширина экрана — 49 см
Техника
перламутр, кость, фольга, стразы, эмаль, стекло, бумага; резьба, золочение, серебрение, роспись, гильошировка, роспись гуашью
6
Открыть в приложении
#1
Веер «Галантные сцены, гирлянды и рокайли»
#8
Веер поступил в собрание Московского музея-усадьбы «Останкино» в 2013 году. Хранящаяся там коллекция вееров насчитывает более 450 единиц и является третьей по величине в России.

Веер относится к типу plié — веера с жестким станком и складным экраном. 
#9
Строение складного веера plié
#10
На лицевой стороне экрана веера в медальонах помещены галантные сцены, обрамленных цветочными и плодовыми гирляндами. Персонажи трех центральных сцен одеты в европейские костюмы, в то время как сцены на двух боковых медальонах выполнены в стиле шинуазри. 
#11
Фрагменты лицевой стороны экрана и рисунок Франсуа Буше «Китайская композиция: " Аукцион Сотбис, Нью-Йорк. 2013
#12
На обороте экрана представлена галантная сцена на фоне закатного пейзажа.
#13
Фрагмент оборотной стороны экрана
#14
Перламутровые пластины станка веера украшены в технике сквозной рельефной резьбы с последующей отделкой орнаментальной фольгой. Прямые пластины и гарды декорированы металлическими пайетками. На фигурных пластинах изображены кавалер и дама, играющая на арфе и амуры, держащие венки и цветочные гирлянды. Фигурные пластины, напоминающие по форме теннисную ракетку, именуются «баттуар» (от фр. battoir — колотушка, валёк у прачек).
#15
Станок веера
#16
Декорация гард веера сложна и многослойна. Основа их выполнена из перламутра, покрытого рельефной резьбой в виде женских головок и серебрением. В верхних частях гард наклеены резные пластины из слоновой кости, которые, в свою очередь, украшены стеклянными овальными вставками. Роспись на этих вставках выполнена в технике живописи под стеклом и дополнена орнаментом эгломизе по периметру и гильошированной металлической подложкой в центре.
#17
Фрагмент оборотной гарды веера
#2
Галантные сцены, многократно повторяющийся в резьбе пластин и гард мотив амуров, держащих венки, пара голубей и трофеи любви (в верхней части экрана слева от центра) позволяют предположить, что перед нами свадебный веер, специально заказанный в качестве подарка невесте. 
#18
Фрагменты станка и экрана веера
#3

Состояние сохранности

#4
Вид веера до реставрации
#19
Веер ранее был реставрирован: на некоторых пластинах видны следы старых склеек. На обеих сторонах экрана множество заклеек с грубыми тонировками.
#20
Фрагмент оборотной стороны экрана до реставрации
#21
Пластины станка веера были загрязнены и покрыты пятнами клея. Некоторые пластины были разбиты, часть элементов ажурной резьбы утрачена. Были частично утрачены металлические пайетки и перламутровые подложки на гардах.
#22
Фрагмент станка веера до реставрации
#5
На лицевой стороне экрана веера были многочисленные утраты основы. На участках утрат и разрывов экрана было множество заплаток из тонкого пергамента, выкрашенного в голубой цвет. Верхний край экрана был надставлен бумажной полоской с синим печатным орнаментом.
#24
Фрагмент лицевой стороны экрана веера до реставрации
#23
На экране наблюдались потертости и осыпи красочного слоя. Многочисленные бумажные заклейки на обороте выкрашены в цвет фона с заходом на авторский красочный слой.
#6

Реставрация

#26
Веер в процессе реставрации
#25
Проведен демонтаж соединительного штифта, который затем был очищен от загрязнений и покрыт консервирующим составом. Отстающие от основы фрагменты фольги распрямлены и подклеены на прежние места под микроскопом. Реставраторы отделили от экрана гарды и пластины, имеющие повреждения, а затем приступили к удалению следов бытовой реставрации.
#27
Веер в процессе реставрации
#28
Удалены загрязнения и следы клея с лицевой и оборотной поверхности пластин. Очистка гард от следов бронзовой краски, а орнаментальной фольги и пайеток от загрязнений проводилась под микроскопом.

С гард веера демонтированы перламутровые подложки и фрагменты монтажной бумаги со сгустками клея. Овальные стеклянные вставки были также демонтированы с пластин и очищены от поверхностных загрязнений.
#29
Гарда веера в процессе реставрации
#31
Утраты фрагментов перламутровых подложек на гардах веера реставраторы восполнили в материале, аналогичном авторскому. Утраты металлических пайеток на пластинах станка восполнены прозрачными пластиковыми пайетками, соответствующими утраченным по диаметру и толщине.
#32
Восполнение утраченных пайеток
#33
Для дублирования разбитых пластин веера при склейке были выбраны подложки из бивня мамонта. 
#34
Оборотная сторона станка веера после реставрации
#35
Красочный слой на экране не нуждался в укреплении. Реставраторы очистили экран от поверхностных загрязнений всухую и приступили к удалению старых заклеек. Было принято решение удалять только те заклейки, которые сильно закрывали авторское изображение, и только на тех участках, где это позволяло состояние бумаги. Грубые тонировки на авторском красочном слое были ослаблены.
#36
Оборотная сторона экрана веера в процессе реставрации
#7
Реставраторы восполнили небольшие утраты и склеили разрывы на соединительном канте по верхнему краю. Восполненные утраты, склеенные разрывы и потертости красочного слоя были тонированы. Проведен монтаж всех частей веера. 
#37
Вид веера после реставрации
#38
читать дальшескрыть

Веер «Галантные сцены, гирлянды и рокайли»

Время создания
1860–1870-е годы
Место создания
Франция
Размер
высота гарды — 25,5 см; ширина экрана — 49 см
Техника
перламутр, кость, фольга, стразы, эмаль, стекло, бумага; резьба, золочение, серебрение, роспись, гильошировка, роспись гуашью
6
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%